Лидеров оппозиционных фракций Госдумы граждане воспринимают как часть власти. Фото РИА Новости
В партийной среде повышается градус заявлений о себе и предложений для народа. Все парламентские силы отметились попытками выделиться на фоне кого-то другого или сразу всех остальных. Системные политструктуры не могут перейти к жесткому оппонированию власти, чтобы не оказаться в положении «Яблока». Социология фиксирует, что избиратель не видит различий между партиями, а их электоральные ядра сильно уменьшились. В целях предвыборной агитации остается лишь хайп.
Коммунисты прямо с утра 4 декабря потребовали от Банка России разместить на известной купюре в 500 руб. не какую-либо достопримечательность, а изображение Знамени Победы над Рейхстагом. Яблочники же только что публично декларировали, что они идут не столько на выборы Госдумы, сколько под аресты.
На сайте КПРФ появилась новость, что группа депутатов Госдумы во главе с первым зампредом ЦК Юрием Афониным направила соответствующий запрос председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. И в этом документе есть намек на то, что возможный отказ не принимается: ведь ранее в честь 80-летия Победы была выпущена ограниченная серия серебряных монет в 100 руб. как раз с изображением этого знамени – кстати, части официальной госсимволики. Коммунисты также напомнили, что «одной из причин подготовки обращения стала ситуация с общественным голосованием по выбору символа для новой купюры: обсуждение обернулось большими спорами и даже попытками накрутки голосов». Как известно, Банк России решил отменить результаты опроса, но, по мнению КПРФ, «решение об изображении на банкноте фотографии самого знаменитого символа Великой Победы может решить этот спор».
Прочие думские партии, как заметила «НГ», тоже стремятся не отставать друг от друга в соревновании по оригинальности собственных инициатив и громкости своих заявлений. Скажем, «Справедливая Россия», которая давно раскручивала тему 13-й пенсии к новогодним праздникам, все-таки собралась внести в Госдуму соответствующий законопроект. А еще лидер СР Сергей Миронов 4 декабря опять заявил о необходимости ужесточить борьбу с коррупцией. Снова войдя в роль «политического Робин Гуда» (см. «НГ» от 20.10.25), он приписал недавнее решение Конституционного суда по конфискации имущества родственников коррупционеров к заслугам партии. «Нас дежурно обвиняли в популизме и антиконституционности. Пускай теперь эти «умники» предъявляют претензии к КС, который в рамках своих полномочий разрешил эту коллизию», – подчеркнул Миронов.
ЛДПР же решила вернуться к миграционным проблемам на более высоком уровне, так сказать, хайпа по данной тематике. Депутаты фракции во главе с лидером партии Леонидом Слуцким представили законопроект, который позволит регионам ограничивать – и вплоть до полного запрета – постановку гастарбайтеров на учет в районах их чрезмерной концентрации. Это, дескать, должно прекратить формирование этнических анклавов, превращающихся в «государства в государстве». У «Новых людей» остается под контролем собственная поляна – пресловутая практика «малых дел» (см. «НГ» от 18.08.25). Поэтому эта партия за последние дни предложила меры по борьбе с овербукингом, которым занимаются транспортные компании. А партийный вице-спикер Госдумы Владислав Даванков вступил в игровое пространство, возразив против блокировки популярной платформы Roblox.
Но если думские системные партии пытаются конкурировать между собой и как бы поочередно, то вот непарламентское «Яблоко» решило отличиться сразу от всех. Там официально объявили, что в 2026 году идут на выборы в Госдуму и некоторые заксобрания исключительно под лозунгом «За мир и свободу! За жизнь без страха!». Соответствующее решение принял федеральный политкомитет «Яблока» – и в нем присутствует намек на то, что ради этого слогана партия фактически готова пожертвовать собой: «На кандидатов «Яблока» ложится особая ответственность: действуя на основе принципов партии, им придется противостоять серьезному давлению». Понятно, что имелись в виду как административные, так и уголовные дела против ряда яблочных руководителей. Кстати, 4 декабря суд назначил штраф по экстремистской статье лидеру партии Николаю Рыбакову. Так что скорее всего сам он в избирательной кампании уже не сможет участвовать.
Усиление хайп-активности вполне понятно, если присмотреться внимательнее к свежим социологическим исследованиям. Как восприятия партий среди избирателей, так и конструкции электората ныне действующих политсил. К примеру, у всех них сильно сжалось ядро: якобы даже «Единая Россия» может считать полностью своими лишь не более трети голосующих за нее избирателей, а у остальных таких еще меньше. Иными словами, парламентским партиям приходится рассчитывать в основном на периферийный электорат. А тот, как опять же утверждают социологи, слабо отличает одну политструктуру от другой, более того, не считает ни одну из них причастной к решению реальных проблем как населения, так и страны.
Так что своими громкими заявлениями партии решают сразу две проблемы: привлекают этот периферийный электорат, то есть колеблющихся людей, и заодно выделяются на фоне остальных партий, что крайне трудно в условиях политического консенсуса и запрета на какую-либо очевидную оппозиционность, а тем более – еще и радикализацию. Конечно, в принципе тем же коммунистам можно было бы выделиться на фоне соперников переходом к контрпозиционированию власти. Но в нынешних условиях это чревато выходом за красные линии, после чего есть риск, что в ответ будут приняты меры, какие уже использовались против несистемной оппозиции.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Сейчас партии обозначают точку входа в предвыборную кампанию 2026 года. При этом им нет смысла постоянно поддерживать градус инициатив и заявлений, поскольку запоминается именно яркий вход и блестящий финал. И совершенно верно заметили социологи, что для партий важно решить две проблемы – выделиться на фоне других и привлечь внимание периферийного электората. Вот политструктуры и пытаются эти проблемы решить». Он напомнил, что в стране по-прежнему немало людей, не готовых голосовать за ЕР, – вот за них и идет борьба парламентской и оппозиции и непарламентских партий. «В будущем году начинать кампанию будет уже поздно. Любой громкий информповод и инициатива будут с началом выборов резко девальвированы – восприниматься как популизм и пиар. А сейчас все воспринимается всерьез. Партии же во время кампании могут просто напомнить о своих предыдущих инициативах – в рамках отчета перед избирателями», – подчеркнул Калачев.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Все эти инициативы, которые предлагает парламентская оппозиция, могут осуществиться лишь за госсчет. Но это не помешает партиям в случае их принятия приписать себе заслуги инициаторов. А если их позже реализует та же ЕР, то оппозиционеры всегда могут заявить, что инициативы украдены у них». Эксперт отметил, что, несмотря на более чем 9 месяцев до голосования, избирательная кампания по факту началась. Сейчас партии тестируют глубину взаимодействия с администрацией президента: «Кидают электоральные камешки и считают круги на воде». Чтобы, понятно, посмотреть на реакцию политадминистраторов. Кроме того, партии пытаются застолбить за собой определенные темы и электоральные группы. То есть сейчас и самими партиями пишется сценарий кампании. «А когда начнется официальная часть, заниматься этим будет уже поздно, начнется «рубилово». Кроме того, избиратели громкие вещи, как правило, помнят, но даже если они что-то и забудут, то оппозиционеры напомнят. Да и все эти инициативы вряд ли будут сейчас реализованы, они как раз и останутся лежать на полках в Госдуме», – подчеркнул Мухин.

