Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов фиксировал совпадения заявлений президента с требованиями партии.
Фото с сайта www.spravedlivo.ru
Свежие соцопросы по поводу электоральных позиций партий думской оппозиции показали отсутствие значимых изменений. Впереди идет ЛДПР, затем КПРФ, а за ними следуют «Справедливая Россия» и «Новые люди», хотя социологи еще продолжают спор об их перспективах. Однако после того, как 19 декабря состоялась пресс-конференция президента РФ «Итоги года с Владимиром Путиным», появилась возможность составить другой рейтинг. Если расставить эти политсилы по степени и объему критического отношения к действиям властей, исключая внешнюю политику, то на первом месте будут коммунисты, а на втором – эсэры. Третье место займут «Новые люди», ЛДПР – только четвертое. В принципе такой расклад как раз показывает будущее позиционирование этих партий в ходе выборной кампании в Госдуму.
КПРФ позволила себе критику власти в лице и правительства, и Центробанка, и «Единой России». Коммунисты вновь отметили уникальность опыта их партии и в построении экономической модели, и с точки зрения политического опыта. При этом своим самым главным соперником КПРФ обозначает только ЕР, не обращая внимания на остальных. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов опять предложил ее президенту в качестве альтернативной партии власти: «К сожалению, российское правительство не выбралось из заезженной либералами колеи. Темпы роста экономики с 4% рухнули почти до нуля. Ключевая ставка задушила целые отрасли. Если бы президент встретился с нашей командой, мы бы предложили ему альтернативный вариант, который позволил бы нам развить темпы экономики».
СР не слишком далеко отстает от КПРФ, стремясь презентовать себя именно для умеренно недовольного электората. Она позволяет себе критиковать финансово-экономический блок правительства и ЦБ, но совсем не трогает ЕР. Лидер эсэров Сергей Миронов прямо указал на «ошибки правительства, Минфина и ЦБ», которые своевременно не слушали советов слева, что привело к «удушению экономики». Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий вообще не стал критиковать ни власти, ни своих думских оппонентов, его комментарии заявлений президента оказались наиболее «верноподданническими». В принципе тем самым ЛДПР и пытается затвердить свой статус «младшей партии власти». Недаром Слуцкий объявил, что депутаты фракции подготовят пакет законопроектов по итогам «Прямой линии» «с большим уклоном на социальную сферу, а также на поддержку материнства и доступности жилья».
Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев ограничился аккуратной критикой в адрес политики ЦБ и в целом лаконичным комментарием. Он не стал трогать никаких коллег по Госдуме, но и о внешней политике не захотел что-либо говорить. Партия всего лишь подтвердила, что она против линии на любые дальнейшие запреты и ограничения. И Нечаев, как, впрочем, и все остальные думские партии, нашел в высказываниях президента 19 декабря необходимые его политсиле слова: «Женщинам нельзя мешать ни в образовании, ни в профессии. Современная мама может быть успешной и в семье, и в карьере. А задача государства – помогать».
Таким образом, можно заключить, что после «Прямой линии» оппозиционные партии приступили к отработке своих будущих ролей в думской кампании. Самой оппозиционной будет КПРФ, партией второго выбора для недовольных хочет стать СР, а альтернативой для них же – «Новые люди». Но все-таки вряд ли ЛДПР видит себя исключительно в качестве сборщика оставшегося от ЕР электората. Скорее всего для нее концепция яркой, но безопасной оппозиционности пока прорабатывается.


