Глава Минздрава Михаил Мурашко рассказывает вице-премьеру Татьяне Голиковой о способах улучшения системы здравоохранения РФ. Фото РИА Новости
Регулярная диагностика неудовлетворенности граждан конкретными аспектами своей жизни помогает выявлять нарастающие проблемы в регионах. Так, в субъектах Федерации растет недовольство качеством дорог или перебоями в отоплении. Это растущее напряжение в обществе можно вообще не заметить на фоне бравурных отчетов чиновников о модернизации коммунального хозяйства или о замечательном дорожном строительстве. К тому же и федеральные опросы часто скрывают обостряющиеся региональные проблемы. Но иногда и федеральные вопросы выделяют общие проблемы страны – в РФ население уже давно не видит улучшений здравоохранения. А качеством медицины в стране недовольны больше половины граждан.
Регулярные и многолетние измерения уровня недовольства населения регионов РФ помогают выявлять «устойчивые векторы неудовлетворенности населения» в качестве явных признаков слабого регионального управления. Год назад президент РФ Владимир Путин утвердил список из двух десятков критериев эффективности губернаторов, в котором также используются критерии удовлетворенности или неудовлетворенности населения. Однако этот президентский список не всегда помогает обнаружить нарастающее региональное недовольство конкретными провалами в работе местных властей – такими, например, как недоступность медицинских услуг или деградация областного дорожного хозяйства.
В утвержденном главой государства списке показателей эффективности фигурирует, в частности, «удовлетворенность условиями для занятий физкультурой и спортом», а также «удовлетворенность участников СВО условиями для медицинской реабилитации, переобучения, трудоустройства».
Но часто в регионах растет недовольство совершенно другими проблемами. Так, например, в Челябинской области за последние годы выросло недовольство населения качеством местных дорог, а также сбоями в теплоснабжении жилья. Такие факты представлены в новом исследовании социологов Арсения Ситковского и Тамары Ростовской из Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Сравнения уровня недовольства населения в 2017 и 2024 годах показали резкий прирост уровня раздражения у населения перебоями в теплоснабжении региона. Если в 2017 году доля неудовлетворенных условиями теплоснабжения составляла 22%, то в 2024 году доля недовольных подскочила до 37%.
За последние семь лет опросы населения показали деградацию регионального дорожного хозяйства. Уровень неудовлетворенности населения Челябинской области качеством дорог остается высоким, хотя он и немного снизился за последние семь лет. Так, в 2017 году недовольных состоянием дорожного хозяйства было 76%, в 2024 году их доля снизилась до 72%.
За последние семь лет наблюдаются заметные сдвиги в некоторых компонентах «вектора неудовлетворенности», тогда как другие остаются относительно стабильными, отмечают социологи.
Наибольшую неудовлетворенность на протяжении многих лет вызывало качество автомобильных дорог, это оставалось самой высокой среди всех оцениваемых сфер. Таким образом, состояние дорожной инфраструктуры выступает хронически проблемной зоной, хотя в ней отмечались временные позитивные изменения. В частности, с 2019 года в регионе реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги», что, вероятно, обусловило рост удовлетворенности состоянием дорог с 23 до 36% в 2018–2022 годах. «Однако затем, в 2023–2024 годах, удовлетворенность дорогами вновь упала – по-видимому, из-за либо возросших ожиданий населения, либо из-за износа отремонтированных участков и задержки новых дорожных работ», – рассуждают социологи.
Другой крупный сегмент неудовлетворенности населения связан с организацией транспортного обслуживания. В 2017 году общественным транспортом были недовольны около 76% жителей области. «Возможно, это отражало как неудовлетворенность работой муниципального транспорта, так и состоянием дорог, влияющим на уровень транспортного обслуживания.
Правда, в период 2018–2019 годов удовлетворенность транспортным обслуживанием заметно выросла, особенно в сельских районах, где, вероятно, наладилось автобусное сообщение, предполагают исследователи из РАН.
По их данным, в отдельных муниципалитетах доля довольных транспортом не превышала 3–5%. А в следующем году минимальные показатели удовлетворенности поднялись до 22%.
Улучшение оценок общественного транспорта можно связать с обновлением автобусного парка в крупных городах и развитием междугородних маршрутов, которые отмечались в регионе в 2018–2020 годах, предполагают социологи. Тем не менее две трети населения все еще не удовлетворены транспортным обслуживанием, указывая на необходимость повышения регулярности и комфортности транспорта.
Яркой позитивной динамикой выделяется сфера газоснабжения в регионе. В 2017 году свыше половины населения области (57%) были неудовлетворены уровнем организации газоснабжения – в основном за счет отдаленных сельских районов, где централизованного газоснабжения часто не было. К 2024 году доля недовольных газоснабжением сократилась более чем вдвое – до 26%.
Опросы населения показывают явный негативный тренд изменений в теплоснабжении области. Если в 2017 году только 22% опрошенных были недовольны теплоснабжением, то к 2021 году доля недовольных выросла до 38%, а в 2024 году составила около 36,5%. Причины такого уровня недовольства могут быть связаны с износом тепловых сетей и с авариями в некоторых муниципалитетах.
Заметим, что описанные точки высокого общественного напряжения могут быть незаметны с федерального уровня, где звучат весьма оптимистичные рапорты.
Свыше 200 км региональных и местных дорог построено и реконструировано в этом году по нацпроекту «Инфраструктура для жизни», сообщил в начале декабря вице-премьер Марат Хуснуллин. В этом году по федеральному проекту «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» введено в эксплуатацию 68 объектов. «Это 38 участков дорог общей протяженностью 207 км и 30 искусственных сооружений протяженностью более 3 тыс. погонных метров. Всего до конца года будет построено и реконструировано более 140 объектов – 340 км дорог и 5 тыс. погонных метров искусственных сооружений», – пообещал Марат Хуснуллин. По его словам, неплохо работают в правительстве и над улучшениями коммунального хозяйства. «На сегодняшний день введено в эксплуатацию 4,2 тыс. км инженерных сетей, включая 2 тыс. км сетей водоснабжения, 1,7 тыс. км – теплоснабжения и 441,6 км – водоотведения. Кроме того, ввели 481 площадной объект, 367 из них относятся к сфере теплоснабжения», – сообщил вице-премьер Хуснуллин.
Однако есть и такие общефедеральные опросы, которые не скрывают региональные проблемы, а лишь подчеркивают общее неблагополучие.
Так, независимые опросы показывают, что россияне не видят явных изменений в системе здравоохранения. Более 40% респондентов заявили о ее ухудшении. А положительные изменения отметили лишь около 11% опрошенных.
Уровень удовлетворенности пациентов медицинской помощью в прошедшие три года почти не изменился, но он выше, чем в 2021 году. Больше половины респондентов (52,7%) заявили, что «чем-то удовлетворены, чем-то нет», еще 30% не удовлетворены. Полностью довольны российской медициной 16% опрошенных. Удовлетворенность медпомощью у постоянных пациентов гораздо ниже, чем у прочих граждан.


