Директор агентства «Узатом» Азим Ахмедхаджаев убеждает население в том, что с АЭС жизнь станет лучше.
Фото с сайта www.gov.uz
В Джизакской области Узбекистана стартовали общественные слушания по проекту строительства первой в республике атомной электростанции (АЭС). Представители «Узатома» и «Росатома» ответили на ключевые вопросы жителей, коснувшись не только экологических рисков, но и устойчивости масштабного проекта в условиях международных санкций, введенных в отношении российской госкорпорации. Вероятность ЧП на будущей АЭС составляет менее 1%, уверяют в Институте ядерной физики Узбекистана.
Директор агентства «Узатом» Азим Ахмедхаджаев выразил уверенность, что строительство первой в республике АЭС станет катализатором экономического роста и существенно повысит качество жизни населения. Об этом он заявил на первых общественных слушаниях, прошедших в поселке Богдон Фаришского района Джизакской области. Место для заседания было выбрано не случайно. Именно здесь, на берегу озера Тузкан, вблизи границы с Казахстаном, развернулась масштабная стройка: роют котлован, выравнивают территорию, устанавливают арматуру. Заливка первого бетона (возведение самой станции) планируется на весну 2026 года.
Проект станции предусматривает два мощных энергоблока ВВЭР-1000 (по 1 ГВт каждый) и два малых реактора по 55 МВт. Суммарная мощность АЭС составит 2110 МВт, что обеспечит ежегодную выработку 16–17 млрд кВт-ч электроэнергии. После выхода на полную мощность доля мирного атома в энергобалансе страны составит 12–15%. Расчетный срок эксплуатации станции – 60 лет. Государству строительство станции обойдется в 1 млрд долл.
Для персонала уже возведен временный жилой комплекс. В начале декабря стройплощадку посетил президент Шавкат Мирзиёев. Главе государства представили планы по локализации производства стройматериалов и расширению профильных образовательных программ в вузах. Как подчеркнул Азим Ахмедхаджаев, «президент, а также национальные и международные эксперты держат вопросы экологической безопасности проекта под строжайшим контролем».
«Глава государства поставил перед участниками проекта четкие задачи: в приоритете должны быть интересы населения, здравоохранение и охрана окружающей среды», – подчеркнул Азим Ахмедхаджаев. По его словам, комплексная оценка воздействия проекта на окружающую среду ведется с 2019 года при участии ведущих узбекистанских и международных экспертов. Особое внимание, по его словам, уделяется сотрудничеству с МАГАТЭ. «Требования этой организации являются самыми строгими в мире, и реализация проекта будет находиться под их постоянным контролем», – отметил глава «Узатома». Он также добавил, что для работы с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами привлечен опыт ведущих компаний из Венгрии, Японии, Китая, Италии и Франции. Это позволит интегрировать современные технологические решения и передовые международные стандарты безопасности.
«Мы видим только в этом положительные стороны и плюсы», – сказал он. Глава «Узатома» добавил, что это надежный и стабильный источник электроэнергии. «Я уверен, что тот объем электроэнергии, который у нас рассчитан на три области – Навоийскую, Сырдарьинскую и Джизакскую области, – будет хорошим источником потребления и возможностью для развития промышленного потенциала», – сказал Ахмедхаджаев.
Мероприятие собрало 295 участников, включая жителей региона, представителей органов власти, научного сообщества, экологических организаций и международных экспертов.
Власти Узбекистана обосновывают необходимость АЭС сразу несколькими аргументами. Страна остается сильно зависимой от природного газа, на который приходится до 70–80% выработки электроэнергии. При этом добыча снижается, а внутреннее потребление растет, что регулярно приводит к перебоям в энергоснабжении и импорту газа в зимний период. АЭС в этой логике рассматривается как источник базовой, стабильной генерации, способной снизить нагрузку на газовый сектор, поддержать промышленный рост и одновременно помочь в выполнении климатических обязательств за счет безуглеродной выработки. Дополнительным аргументом называется наличие в Узбекистане собственных запасов урана, которые пока в основном экспортируются.
Противников строительства АЭС в республике не так много, поэтому выносить вопрос на референдум, как это было в соседнем Казахстане, необходимости не было. Но вопросы безопасности беспокоят людей. Поэтому на слушаниях именно эта тема была востребована. Эксперты подробно разъяснили принципы «глубокоэшелонированной защиты», современные системы пассивной безопасности, а также процедуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Отмечено, что комплексная экологическая экспертиза проекта подтвердила его соответствие международным стандартам МАГАТЭ и национальному законодательству.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на проектируемой атомной электростанции в Узбекистане оценивается как крайне низкая. Об этом журналистам ресурса podrobno.uz заявил директор Института ядерной физики, доктор физико-математических наук Ильхом Садыков. Эксперт подчеркнул, что современные ядерные технологии позволили свести риски к историческому минимуму. «Абсолютную гарантию невозможно дать ни в одной сфере деятельности, однако в случае с реакторами нового поколения вероятность ЧП не достигает и одного процента», – отметил Садыков, приведя в пример бытовые риски, которые порой оказываются выше технологических.
По его словам, ключевым фактором надежности является многоуровневая защита. Новые реакторы оснащены комбинацией активных и пассивных систем, способных остановить работу установки автоматически, без участия персонала. Садыков добавил, что системы безопасности составляют значительную часть стоимости современной АЭС, будучи в разы сложнее и дороже аналогов 1970–1980-х годов.
В подтверждение своих слов ученый напомнил, что из 900 построенных в мире реакторов более половины успешно работают десятилетиями, подтверждая зрелость технологий. Особый акцент был сделан на опыте самого Узбекистана: исследовательский реактор Института ядерной физики безаварийно эксплуатируется с 1959 года. За 66 лет на объекте не зафиксировано ни одного инцидента, а после событий на «Фукусиме-1» его конструкция была дополнительно усилена новейшими мерами безопасности.
Директор проекта по сооружению АЭС в Узбекистане «Атомстройэкспорта» Павел Безруков, в свою очередь, отметил, что «Росатом» строит объекты в различных регионах мира, в том числе более сейсмически активных, чем территория республики. «Соответственно все решения, которые мы где-либо применяли, здесь будут уже не опробованы, а реализованы для того, чтобы сократить максимально какие-то возможные последствия для атомной станции», – уточнил Безруков.
На вопрос журналистов о том, могут ли санкции против «Росатома» повлиять на строительство АЭС в Джизакской области, Павел Безруков ответил отрицательно. Он подчеркнул, что госкорпорация обладает высокой степенью устойчивости к внешним ограничениям. «Мы находимся под санкционным давлением уже долгое время. За этот период «Росатом» полностью локализовал производство всех критически важных компонентов для атомных станций. Поэтому введение санкций никак не отразится на ходе сооружения и эксплуатации объекта», – пояснил Безруков.
В рамках слушаний также обсуждались темы радиологического мониторинга, медицинского наблюдения за населением и персоналом, влияния на водные ресурсы и сельское хозяйство, а также развития социальной и транспортной инфраструктуры района. В ходе дискуссии поступило более 60 вопросов и предложений от местных жителей.
Другим актуальным рассматривался вопрос строительства второй АЭС на этой же площадке, которая, как сказал Азим, обладает техническим потенциалом для размещения дополнительных энергоблоков. Но окончательное решение, по его словам, будет зависеть от динамики энергопотребления в стране. На данный момент утвержденный план предусматривает строительство четырех реакторов: двух малой и двух большой мощности. Но, как показали проектные изыскания, «инфраструктура площадки позволяет интегрировать еще два крупных энергоблока». «Сейчас таких планов нет, но мы закладываем возможность для будущего роста. Если руководство страны примет решение о расширении проекта на основе аналитических данных о спросе на электроэнергию, площадка будет к этому готова», – резюмировал глава ведомства.


