|
|
РУСАЛ наращивает участие в создании качественной городской среды в малых и средних городах, подчеркивает Елена Безденежных. Фото © РУСАЛ |
Большие проблемы малых городов
В настоящее время в России насчитывается 240 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек (средние города), в которых проживает 24 млн человек, и 801 город с населением до 50 тыс. человек (малые города), в которых проживает 16 млн жителей. Всего в малых и средних городах проживает порядка 25% населения всей страны. По данным ВЦИОМ города с населением до 100 тыс. человек планируют покинуть 29% их жителей трудоспособного возраста, что является огромной цифрой, свидетельствующей о ряде проблем, требующих неотложного решения.
Значительное ухудшение инфраструктуры, включая жилой фонд, ЖКХ и здравоохранение, состояния культурных и спортивных объектов привело, прежде всего, к оттоку молодежи и активной трудоспособной части населения, которые стремятся переехать в крупные агломерации в поисках более комфортных условий для жизни. С оттоком населения сталкиваются около 70% малых и средних городов. Депопуляция привела к нарастающему дефициту высококвалифицированных кадров и, как следствие, невозможности развития и масштабирования новых производств. Особенно остро это проявляется в регионах Сибири.
Вместе с тем, текущая структурная трансформация экономики может стать уникальной возможностью для ускоренного развития малых и средних городов, послужить драйвером развития промышленного и экспортного потенциала страны в целом. Развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, создание комфортной городской среды, строительство социально-значимых объектов – ключевые факторы развития малых и средних промышленных городов, которые должны стать комфортным пространством для жизни людей и ведения бизнеса.
Понимая важность решения задачи инфраструктурного развития малых и средних городов России с учетом указанных ранее трансформационных процессов, президент России Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года поручил определить перечень опорных населенных пунктов, включающий в себя не менее 2000 городов, городских агломераций и сельских населенных пунктов, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, обеспечив разработку, утверждение и реализацию программы по их развитию в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Также президент России поручил определить перечень, включающий в себя не менее 200 крупных и малых городов, городских агломераций, обеспечив разработку, утверждение и реализацию мастер-планов и планов комплексного социально-экономического развития.
Законодательный пробел
Указанные поручения президента России должны предусматривать создание (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры. Это неизбежно потребует организационного и финансового участия частных (стратегических) партнеров, в качестве которых могут (и часто готовы) выступить промышленные предприятия, осуществляющие свою деятельность в малых и средних городах России («городах присутствия» компаний) и заинтересованные в развитии социальной инфраструктуры в этих городах (так называемые «якорные инвесторы»).
|
|
Развитие социальной инфраструктуры в поселке Таежный Красноярского края: РУСАЛ построил поликлинику, детский сад и новый жилой комплекс. Фото © РУСАЛ |
Важно учитывать, что целью реализации таких социальных проектов для нас является не получение прибыли, а достижение иного полезного эффекта: улучшение качества городской среды в промышленных городах. Для этого практически в каждом городе по нашему заказу урбанистами были разработаны концепции развития территории, которые в дальнейшем могут стать основой для мастер-планов. В настоящее время уже началось строительство социальных объектов, предусмотренных этими концепциями.
Вместе с тем, на сегодняшний день действующие механизмы привлечения средств бизнеса в строительство социальных объектов в малых и средних городах требуют расширения.
Имеющиеся инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессионного соглашения не охватывают широкого спектра социальных инвестиций, в которых предприниматели не заинтересованы в эксплуатации и извлечении прибыли из построенных и переданных городам объектов социального характера. Это делает невозможным использование данных механизмов в сферах, где имеется потребность в оказании бесплатных или частично субсидируемых для населения услуг (школы, больницы, детские сады и др.)
Предлагаемый рядом экспертов механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) имеет достаточно высокий порог входа (от 200 млн руб. в региональный проект и от 750 млн руб. в федеральный проект), не связан с эксплуатацией объектов публично-правовыми образованиями, подразумевает инвестиции в развитие крупных производств, где строительство социальной и коммунальной инфраструктуры – это сопутствующие, не основные проекты. По сути СЗПК – это инвестиции в модернизацию производств.
Необходим принципиально иной механизм, которого действующее законодательство, к сожалению, не содержит.
Механизмы социальных проектов
Для восполнения данного пробела предлагаем рассмотреть такой механизм финансового партнерства между частным инвестором и государством в лице субъекта Российской Федерации или муниципалитета, как социальный инфраструктурный контракт.
Речь идет об организации финансирования строительства социальных инфраструктурных объектов за счет частных стратегических партнеров и получении субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) готовых социальных объектов в собственность или управление с оплатой в рассрочку и без процентов. Это позволит помочь реализовать программу развития 200 городов, для которых разработаны мастер-планы комплексного социально-экономического развития. Именно такую задачу поставил президент России в своем послании Федеральному Собранию в прошлом году.
|
|
Городской парк в Шелехове Иркутской области. Фото © РУСАЛ |
Данный механизм нашел свое отражение в разработанном депутатами Государственной думы проекте федерального закона «О социальных инфраструктурных контрактах». Проект активно обсуждался на площадках как Государственной думы, так и Совета Федерации, получил поддержку экспертного сообщества, но до сих пор, к сожалению, не получил консолидированной позиции на уровне правительства Российской Федерации.
Помимо решения вопроса о законодательном закреплении полноценного механизма социального инвестирования, включая разработку эффективных способов стимулирования такого инвестирования (возмещения понесенных инвестором затрат, налоговых преференций и др.), крайне важным является разработка и запуск в малых и средних городах России адекватных мер стимулирования граждан к улучшению своих жилищных условий, мер ипотечного кредитования.
Следует признать, что объемы жилищного строительства в средних и особенно малых городах России являются неудовлетворительными, а существующие меры ипотечного кредитования – не соответствующими финансовым возможностям граждан. Текущая ключевая ставка ЦБ РФ не позволяет РУСАЛу реализовывать жилищные программы для своих работников с привлечением ипотечных программ ведущих банков. Несмотря на это, компания разработала собственную программу реализации строящихся квартир с применением беспроцентной рассрочки сроком на 10 лет, что существенно облегчает сотрудникам улучшение жилищных условий. Реализация такого механизма влечет дополнительную финансовую нагрузку на компанию в размере более 28 млрд руб.
В целом РУСАЛ в рамках развития городов ответственности (Ачинск, Братск, Саяногорск, Шелехов, Тайшет и Дивногорск) реализует различные социальные проекты, в том числе масштабный проект создания комфортной среды проживания – строительство многоквартирных домов комфорт-класса «Атмосфера для жизни» для своих сотрудников. По итогу реализации указанного проекта компанией к 2032 году будет построено 278 тыс. кв. м жилой площади в количестве 4390 квартир, а также 1904 подземных машино-места.
|
|
Построенное жилье для сотрудников алюминиевого завода в Тайшете Иркутской области. Фото © РУСАЛ |
«Города надежды»
Следует особо отметить, что в ходе реализации указанного выше проекта по созданию комфортной среды проживания РУСАЛ столкнулся с проблемой изношенности либо отсутствия коммунальной инфраструктуры в городах реализации строительных проектов. В первую очередь это отсутствие сетей и свободных мощностей для технологического присоединения строящихся многоквартирных домов к электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, что привело к возникновению у компании непредвиденных затрат на технологические присоединения, которые могут доходить до 10% стоимости самого проекта.
Учитывая указанные выше трудности, с которыми мы столкнулись, для полноценной реализации задач, поставленных президентом России, мы предлагаем создать отдельную программу «Города надежды», целью которой является повышение уровня благополучия и социальной стабильности в малых и средних городах. Реализация данной инициативы позволит создать фундамент для промышленного роста и обеспечения технологического суверенитета.
Предлагаем включить 100 пилотных городов в программу, которая должна предусматривать реализацию ряда мер:
– разработку программы льготной ипотеки для «городов надежды» по аналогии с Дальневосточным федеральным округом и обеспечение ставки по кредитам на уровне не более 5%;
– включение в инвестпрограммы ответственных организаций обязательств по строительству и модернизации инфраструктуры, а также по подключению к ней строящихся объектов «городов надежды»;
|
|
Один из Центров спортивных единоборств, построенных РУСАЛом – в каждом бесплатно занимаются до 400 детей. Фото © РУСАЛ |
– разработку нового механизма финансирования проектов строительства, капитального ремонта, реконструкции социальных и линейных объектов, а также при необходимости жилья и общежитий за счет стратегического бизнес-партнера с последующей компенсацией из бюджетов различных уровней с помощью налоговых льгот и/или денежных компенсаций, земельных участков, объектов недвижимости в соответствии с утвержденными нормативами Минстроя РФ.
Мы уже принимаем и готовы наращивать наше активное участие в создании и улучшении качества городской среды в малых и средних городах.
Уверена, что консолидация усилий бизнеса и государства с использованием таких форм как социальный инфраструктурный контракт, льготное ипотечное кредитование и др. позволит в соответствии с указанным ранее поручением президента Российской Федерации обеспечить своевременное строительство тех объектов, которые включены в мастер-планы, планы комплексного социально-экономического развития, в иные документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А также – привлечь частные средства в экономику Российской Федерации для повышения привлекательности индекса качества городской среды и обеспечения ее сбалансированного, эффективного и перспективного развития.

