Танкер Aquila II, следовавший из Карибского моря с венесуэльской нефтью, был перехвачен в Индийском океане.
Фото со страницы Министерства обороны США в социальной сети X
Министр энергетики США Крис Райт в ближайшее время посетит Венесуэлу. Он станет самым высокопоставленным чиновником американской администрации, который приедет в эту латиноамериканскую страну после захвата ее лидера Николаса Мадуро. Цель визита Райта – обсудить будущее венесуэльской нефтяной отрасли. Между тем США продолжают преследовать танкеры, потенциально связанные с Венесуэлой, и бить по судам, якобы причастным к наркоторговле. Причем масштаб этой «охоты» расширен. Американцы атакуют суда с венесуэльской нефтью не только в Тихом и Атлантическом, но и в Индийском океане.
Райт не сообщил, когда именно состоится его поездка в Венесуэлу. Вопросы, вынесенные на обсуждение, будут касаться будущего руководства венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA. Запланирована также встреча министра с исполняющей обязанности президента Венесуэлы Делси Родригес.
Президент США Дональд Трамп после свержения Мадуро прямо заявил, что его страну интересует в Венесуэле не установление демократии, а ее нефть. Позднее госсекретарь Марко Рубио «подкорректировал» своего шефа, сказав, что американцев скорее интересует демократизация, чем природные богатства. Райт в своих интервью упорно отрицал, что решения Белого дома, принятые в отношении Каракаса, были продиктованы желанием получить доступ к венесуэльским энергоресурсам. То, что в стране, на которую Трамп последние полгода оказывал серьезное давление, находятся огромные запасы нефти, – не иначе как приятное совпадение, подчеркнул министр в одном из подкастов. «Это была геополитическая проблема страны, которая представляла угрозу для всех своих соседей, угрозу для Западного полушария и была крупным экспортером оружия, наркотиков и преступников», – заявил Райт.
«Венесуэльский вопрос» для США кажется урегулированным или близким к урегулированию: временная администрация страны охотно идет навстречу Вашингтону и не отказывается от сотрудничества. Американские санкции против Венесуэлы не сняты, но вероятность того, что это будет скоро сделано, велика. Впервые за семь лет в Каракасе появился посол США (им стала Лора Догу), а PDVSA отменила ограничения на добычу энергоресурсов. Агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что общий объем добычи нефти в районе Ориноко достиг почти 1 млн барр. в день. В начале января он составлял всего около 410 тыс. барр. Тем не менее Пентагон продолжает преследовать танкеры с нефтью, которые считает связанными с Венесуэлой.
В понедельник, 9 февраля, американское Министерство обороны сообщило, что в Индийском океане было захвачено судно Aquila II, предположительно, с венесуэльской нефтью. Оно следовало из Карибского моря. На его борту находилось около 700 тыс. барр. тяжелой нефти для Китая. «Судно Aquila II действовало вопреки установленному президентом Трампом карантину для судов, находящихся под санкциями, в Карибском море. Оно пыталось скрыться, а мы следовали за ним», – заявили военные. СМИ сообщают, что танкер ходил под панамским флагом и принадлежал компании, базирующейся в Гонконге. По некоторым сведениям, Aquila II ранее перевозил и российские энергоресурсы. Это уже восьмой корабль, захваченный США после объявления Трампом нефтяной блокады.
Не была прекращена и практика Вашингтона по нанесению ударов по судам, которые, по заявлению американских властей, связаны с перевозкой наркотиков. В тот же день, когда был захвачен танкер, Южное командование США, курирующее военные операции в Латинской Америке и Карибском бассейне, заявило, что нанесло удар по одному из судов в восточной части Тихого океана. В результате удара погибли два человека, один выжил. В этот раз, видимо, помня о разразившемся скандале в начале декабря, добивать оставшегося в живых не стали. Его уже ищет Береговая охрана США. В сентябре 2025 года военные нанесли второй удар по одному из судов после того, как камера беспилотника зафиксировала, как два человека цеплялись за обломки. Инцидент повлек за собой обвинения в адрес главы Пентагона Пита Хегсета, прозвучавшие в том числе в Конгрессе США. Ему ставили в вину нарушение международного права. Но никаких официальных обвинений против Хегсета выдвинуто не было.
Американцы захватили Мадуро 3 января. Трамп практически сразу же объявил, что наладил взаимодействие с Родригес. Все это, однако, не привело к снятию нефтяной блокады с Венесуэлы и сворачиванию военной операции США в Карибском море. Правда, паузы между захватами американцами судов, перевозящих венесуэльскую нефть, стали длиннее. Предпоследний из них имел место 21 января: «добычей» американцев стал танкер Sagitta. Теперь не вызывает сомнений то, что практика борьбы с «наркотрафиком» и «теневым флотом», которой в Вашингтоне оправдывают все решения администрации Трампа, связанные с перехватом судов, продолжится.

