Финал фильма идет вразрез с сюжетом Гете. Кадр из фильма
К неофициальному, но весьма популярному празднику – Дню всех влюбленных – российский прокат пополнился еще одним романтическим фильмом. «Виновата любовь» – дебютный полнометражный фильм канадского режиссера и сценариста Жозе Авелино Жиля Корбетта Лоренсо – является вольной экранизацией эпистолярного романа «Страдания юного Вертера» немецкого писателя Гете, впервые опубликованного им в 1774 году. На экране действие из второй половины XVIII века перенесено в наши дни, из Германии – в Канаду, а трагический финал уступил место оптимистическому, что хоть и превратило историю в классическую мелодраму, но не лишило ее некоторого надрыва. Даже хеппи-энды бывают разные.
Вертер (Дуглас Бут) с лучшим другом Полом (Джо Бен Айед) проводят лето в Торонто – они приехали с целью забрать у тети Вертера скульптуру лошади, по праву принадлежащую его матери, однако молодой человек не может упустить случая развлечься в городе. Друг Пол – нервный юноша с обсессивно-компульсивным расстройством – тщетно пытается сократить путешествие и не хочет жить в гостиницах и ходить куда-либо, но Вертера не удержать. Оставив приятеля страдать в казенном доме, в одиночестве перестилая простыни, главный герой ищет, как бы развлечься, – и встречает компанию ровесников, среди которых и девушка по имени Шарлотта (Элисон Пилл). Это любовь с первого взгляда, так что тем же вечером Вертер навещает компанию в их отеле по случаю празднования дня рождения Шарлотты. И, уговорив ее на танец и в целом развеселив погруженную в свои мысли и отрицающую простые радости жизни именинницу, Вертер с ужасом узнает, что та помолвлена. Казалось бы, все мечты рухнули, но парень не собирается сдаваться, уверенный, что они с Шарлоттой предназначены друг другу судьбой, а ее жених Альберт (Патрик Джей Адамс) должен отойти в сторону.
Конечно, формальными изменениями оригинала экранизация не ограничивается – главное разочарование в том, что романтизм подменяется инфантилизмом. Что, впрочем, примета времени, а потому и вменять это автору фильма как принципиальную ошибку не совсем справедливо. Вертер Дугласа Бута с первых секунд не скрывает собственной безалаберности и в каком-то смысле даже преступной беззаботности – та самая скульптура лошади становится спонтанным подарком Шарлотте, так и не попав в руки законной владелицы. Все это, безусловно, привлекает девушку, которую тяготит «взрослая» жизнь с женихом, пропадающим на работе, так что провести каникулы в компании развеселого красавца – не такая уж плохая идея. Между ними, конечно, есть химия, страсть, но по большей части – будто бы от безделья и желания разнообразить серые будни.
По этой же причине отношения героев не выглядят порывом юности и первой искренней влюбленностью – скорее некоторый кризис, который переживают оба. Он вычурно наряжается, она врывается на совещание Альберта с мороженым – даже Пол с его помешанностью на чистоте выглядит местами более взрослым и адекватным. История при этом не теряет смысла, а даже обрастает новыми, более понятными современному зрителю, – это уже не экранизация, а полноценная и вполне качественная адаптация, подтверждающая, что любое произведение может быть интерпретировано и переосмыслено, особенно в переводе на другой, в данном случае кинематографический, язык.
Как и когда-то роман Гете, «Виновата любовь» – адекватное свидетельство времени и констатация поколенческих паттернов. Отсюда и финал меняет свою интонацию и в целом превращается в счастливый. Никакого самоубийства нет и быть не может, такой исход вызвал бы диссонанс. Вместо этого герои, пережившие вместе переломные моменты своих жизней, двигаются дальше, не вместе, но счастливые. Жизнь не заканчивается, когда заканчивается любовь, потому что она изначально не несла в себе никакого надлома и не была фатальной. Зато, возможно, помогла обоим, и Шарлотте, и Вертеру, наконец повзрослеть.

