0
199
Газета Печатная версия

09.11.2025 19:20:00

Эскалация ядерной риторики

В контроле над смертоносным оружием мы откатываемся на десятилетия назад

Тэги: сша, рф, ядерная риторика, ядерные испытания, ядерное оружие


сша, рф, ядерная риторика, ядерные испытания, ядерное оружие В Москве утверждают, что тестовый пуск крылатой ракеты неограниченной дальности «Буревестник» с ядерной силовой установкой никоим образом не является ядерным испытанием. Кадр из видео с канала Министерства обороны РФ на YouTube

Итоги недавнего заседания Совета безопасности РФ, на котором Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по возможному началу испытаний ядерного оружия в ответ на заявления президента США Дональда Трампа от 29 октября о возобновлении ядерных тестов, вызвало широкий резонанс и множество вопросов. За разъяснениями ответственный редактор «НГ-дипкурьера» Юрий ПАНИЕВ обратился к академику РАН, руководителю Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексею АРБАТОВУ.

Алексей Георгиевич, из заявлений Трампа все-таки нельзя сделать однозначный вывод, о чем конкретно идет речь. То ли о ядерных взрывах, то ли о пусках ракет – носителей ядерных боеголовок. Каково ваше мнение?

– Мне кажется, что Трамп сам не вполне понимал, о чем говорит. У него весьма смутное представление о ядерном оружии, договорах и доктринах. Трамп сказал, во-первых, что отдал приказ Пентагону возобновить ядерные испытания. Действительно, США 33 года не испытывали ядерное оружие, хотя испытаниями и всеми работами с ядерными боезарядами занимается не Пентагон, а Министерство энергетики. Во-вторых, он указал, что США не испытывают, а Китай и Россия испытывают это оружие. Что не соответствует действительности. Россия не испытывает уже 35, а Китай – 29 лет. Три державы вместе со 184 другими странами являются членами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 1996 года. Он, правда, по ряду причин так и не вступил в полную законную силу, но соблюдается в форме взаимного моратория. В-третьих, Трамп сказал: «Будем испытывать на равных основаниях». То есть скорее всего он все скопом называет ядерными испытаниями – тестовые пуски ракет, других носителей и так называемые натурные ядерные испытания в виде взрывов. Для простого человека все это может быть одно и то же. Но дважды президент США не простой человек, с ним постоянно носят «ядерный чемоданчик» для передачи приказа о ядерном ударе, он утверждает все программы создания ядерных вооружений, санкционирует учения ядерных сил и их переброску в другие районы планеты. Он обязан понимать, что наряду с мораторием на взрывные испытания все ядерные государства регулярно испытывают носители этого оружия (разумеется, без ядерных боеприпасов) для проверки надежности существующих и доказательства характеристик новых систем соответствующего класса. Внезапным заявлением 29 октября Трамп в обычной своей манере вызвал неопределенность и всплеск напряженности в мире, сопротивление Конгресса, бурные дебаты в мировом экспертном сообществе, панику среди союзников и даже разночтения внутри его собственной администрации. Например, руководители Министерства энергетики и Национальной администрации по ядерной безопасности заявили, что не планируют никаких ядерных испытаний. А глава Пентагона, спасая репутацию президента, сказал, что это было бы неплохо сделать для проверки надежности существующих боезарядов и создания новых средств пониженной мощности.

Трамп сказал, что у США достаточно ядерного оружия, чтобы взорвать мир 150 раз. Это что, присущее ему бахвальство или реальное положение вещей?

– Конечно, это фигура речи. Кто там подсчитал, сколько раз можно взорвать мир и что значит – взорвать мир? Но все, кто этими темами занимается, знают: если случится большая ядерная война, то произойдет глобальная катастрофа, которая положит конец человеческой цивилизации. А сколько раз можно уничтожить мир – 150 или 300 раз, – это просто очередной риторический экспромт Трампа. Но если не говорить о цифре, взятой с потолка, то по существу в данном случае президент совершенно прав, хотя мысль нельзя назвать оригинальной. Она вот уже несколько десятилетий высказывается в ООН, на разных уровнях и в разных странах.

Президент США написал свой пост о возобновлении ядерных испытаний перед встречей с председателем КНР Си Цзиньпином в Южной Корее. Не был ли Китай главным адресатом этого заявления?

– Нет, не думаю. Пугать Пекин возобновлением испытаний контрпродуктивно – скорее это подстегнет развитие его ядерного потенциала, а не побудит к переговорам с США о его ограничении. Китай прекратил свои испытания в 1996 году и до того момента провел их в 20 с лишним раз меньше, чем США. Поэтому с технологической точки зрения Китай выиграл бы от возобновления испытаний больше, чем США, и мог бы в чем-то наверстать упущенное. Видимо, китайский ядерный полигон готов, как и у России – в отличие от США, которым понадобятся многие месяцы, если не годы для восстановления полигона в Неваде. В часе езды от этого полигона находится известный центр увеселений Лас-Вегас, и там вряд ли обрадуются ядерным сотрясениям. Насколько я знаю, у нас на Новой Земле Лас-Вегаса нет и не предвидится. Скорее всего Трамп в своей «ядерной декларации» спонтанно отреагировал на последние заявления президента Путина об успешных испытаниях качественно новых российских систем «Буревестник» и «Посейдон», которые, естественно, запускались без ядерных боеголовок.

Что эти системы собой представляют, какие у них стратегические задачи?

– «Буревестник» – крылатая ракета глобальной дальности с атомным двигателем. «Посейдон» – это подводный безэкипажный аппарат (суперторпеда) неограниченной дальности, тоже с атомным двигателем. По словам президента, они имеют уникальные технические характеристики, которым в мире аналогов нет. А вот об их стратегических задачах сказать сложнее. По поводу «Буревестника» Путин сделал одну необычную оговорку, дав указание военным «определить возможные способы применения». Это многозначительное замечание говорит о многом. А именно: с учетом развернутых в России многих сотен единиц баллистических, крылатых ракет и авиации стратегического назначения нужно сформулировать новые задачи для инновационных систем «Буревестник» и «Посейдон», которые были бы не способны успешно выполнить наши существующие ядерные силы.

Можно ли считать, что «Буревестник» и «Посейдон» – козыри Москвы на переговорах с Вашингтоном?

– В известном смысле да, потому что еще в 2021 году, когда начались консультации двух держав о следующем договоре по стратегическим вооружениям (они были прерваны после начала СВО), в числе своих приоритетов американцы обозначили наряду с тактическим ядерным оружием именно эти новейшие системы. Было бы преувеличением считать, что они очень испугались, но им непонятно, каково назначение новейшего российского оружия, его потенциальное влияние на стратегический баланс, системы управления. А что неясно, то вызывает беспокойство. Поэтому «Буревестник» с «Посейдоном» могут рассматриваться как козыри для торга. Ведь и мы обозначили свои приоритеты: ограничение противоракетных систем, высокоточного обычного оружия большой дальности с потенциалом разоружающего удара.

Сейчас американцы начинают работу над широко разрекламированной системой – «Золотым куполом». Смогут ли они защититься от «Буревестников» с помощью этой новой системы противоракетной обороны?

– Эта система ПРО пока «журавль в небе», точнее – в космосе. Никто не знает, получится «Золотой купол» или нет. Существуют компетентные скептические оценки на сей счет. Даже помимо всех мер противодействия, которые Россия сможет предпринять, у космической ПРО есть два главных «врага», которые жили соответственно 400 и 300 лет назад. Это Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон – великие астрономы и физики, которые открыли законы небесной механики. Земля очень быстро вращается вокруг своей оси, а космические аппараты на низких орбитах должны обращаться с еще большей скоростью вокруг нее. Совместить эти плоскости вращения так, чтобы постоянно над каждой точкой возможного старта ракеты был хотя бы один космический аппарат, – небывалая по сложности и стоимости задача. Не потому что техника этого не позволяет, а потому что астрономия это крайне затрудняет. Чтобы перехватить всего несколько баллистических ракет, нужно иметь более 900 таких аппаратов в космосе, не говоря уже об их оснащении эффективными средствами перехвата. А если этих ракет не одна, а несколько сотен, то понятна вся грандиозность поставленной задачи. «Звездные войны» Рейгана с ней не справились, а сможет ли «Золотой купол» Трампа – большой вопрос.

Но с тех пор прошло много лет, космические и иные технологии прошли через революционные изменения, не так ли?

– Да, за 40 прошедших лет наука и техника совершили большой прогресс, но достаточен ли он для достижения поставленной цели? Это весьма проблематично, как и приемлемость необходимых затрат. Трамп заявил, что на разработку этой системы в ближайшие годы будет выделено 175 миллиардов долларов. Но подсчеты специалистов говорят, что речь идет о нескольких триллионах, причем только космический эшелон обойдется в 500 и более миллиардов. Что касается «Посейдона», то он изначально задумывался как противодействие «Звездным войнам», как и российский гиперзвуковой планирующий аппарат «Авангард». Несомненно, «Посейдон» и «Буревестник» могут преодолеть любую космическую систему ПРО, потому что из космоса ни подводный аппарат не достанешь, ни низколетящую зигзагом крылатую ракету не собьешь. С ними призвана бороться противолодочная и противовоздушная оборона. Но наши новые системы, конечно, добавят сомнений в достижимость целей «Золотого купола» даже в случае выделения на него огромных денег. Что может способствовать договорно-правовому подходу к этому вопросу.

Кстати, Трамп также сказал, что у берегов России сейчас дежурит американская атомная подводная лодка. Интересно, в каких морях или океанах она находится?

– Теоретически она может находиться и в Баренцевом, и в Карском море. Только зачем? Американские стратегические атомные подводные лодки ни к каким берегам не подходят. На них стоят ракеты Trident-2 межконтинентальной дальности в 8–10 тысяч километров. У США 12 таких лодок в боеготовом составе (две обычно на капитальном ремонте), из них 6–7 постоянно находятся на боевом дежурстве в Тихом океане и Атлантике. Они курсируют там, где безопасно находиться в пределах досягаемости до назначенных им целей. Им никуда выдвигаться не надо, чтобы не ставить себя под угрозу воздействия со стороны нашего флота. Полагаю, что это была очередная фантазия Трампа на ядерную тему. 

Как оценить реакцию российского руководства в ходе совещания постоянных членов Совета Безопасности 5 ноября на заявление Трампа о ядерных испытаниях?

– Судя по всему, там это восприняли весьма серьезно. Не знаю, порадовало это Трампа или огорчило. Министр обороны Белоусов, начальник Генерального штаба Герасимов и руководители других уважаемых ведомств заявили, что не только слова, но и действия США существенно повышают уровень военной опасности для России. Они высказались за немедленную подготовку к полномасштабным ядерным испытаниям, чтобы не упустить время для своевременного реагирования на действия вероятного противника. Со своей стороны, президент Путин подчеркнул, что Россия неукоснительно придерживается обязательств по Договору о запрещении испытаний и у нее нет планов отойти от этих обязательств. Вместе с тем он поручил всем ответственным ведомствам собрать дополнительную информацию и внести предложения о возможном начале работ по подготовке испытаний ядерного оружия. То есть пока можно констатировать достаточно сдержанную реакцию высшего руководства и стремление оставить открытым «окно возможности», чтобы сбить накал ядерной напряженности.

Но фантазирует ли Трамп, когда заявляет о том, что США и Россия обсуждают сейчас ядерное разоружение? Соответствует ли это действительности?

– Вторично придя к власти, Трамп об этом несколько раз говорил, почему-то назвав ядерное разоружение денуклеаризацией. Но это не фантазия, а скорее благое пожелание. Однако руководителю государства не пожеланиями надо оперировать, а практическими делами. Скоро будет год, как Трамп у власти, но никаких положительных сдвигов не происходит. Например, Путин в сентябре предложил взаимно принять на год или более обязательство не превышать потолки Договора СНВ-3, срок которого истекает в феврале следующего года. Трамп на это отреагировал очень невнятно, сказав буквально, что ему кажется, что это выглядит как хорошая идея. Но воз и ныне там, никаких признаков движения нет. Только на основе реальных переговоров и соглашений можно добиться результата. Хочу напомнить, что за последние 40 лет глобальные ядерные арсеналы были сокращены десятикратно, в 1990-е и в 2010-е годы люди вообще забыли о ядерном оружии, так как вероятность войны приблизилась к нулю. Что явилось историческим достижением человечества. Сейчас, увы, процесс пошел на реверс.

Можно ли говорить, что в настоящее время Москва и Вашингтон угрожают друг другу ядерным оружием?

– Я бы не стал применять столь сильные формулировки. Хотя Трамп не сдерживается в выражениях и допускает высказывания, которых прежние президенты США себе не позволяли. Несомненно, ядерное оружие рельефно вернулось в отношения великих держав, а в военных доктринах роль его применения значительно возросла. Если не будет продлено соблюдение ограничений СНВ-3, если начнутся ядерные испытания и рухнет договор об их запрещении, то вслед за этим быстро развалится и Договор о нераспространении ядерного оружия, и все оставшиеся соглашения и нормы в этой сфере. Вскоре будет не 9, а 15–20 ядерных государств, начнутся конфликты с ядерными ударами, это оружие попадет к террористам, наступит глобальный ядерный хаос. В деле устранения ядерной угрозы мы неудержимо откатываемся на несколько десятилетий назад. Пора остановить этот деструктивный процесс и срочно приступить к реставрации системы ограничения ядерных вооружений. 


Читайте также


США хотят контролировать российские "Буревестники" и "Посейдоны"

США хотят контролировать российские "Буревестники" и "Посейдоны"

Владимир Мухин

Нестратегические ядерные вооружения РФ вызывают опасения в Соединенных Штатах

0
3450
Трамп и Ким Чен Ын готовы выяснить отношения

Трамп и Ким Чен Ын готовы выяснить отношения

Владимир Скосырев

Глава КНДР проигнорирует требование США отказаться от ядерного оружия

0
1828
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
1647
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1978

Другие новости