Фото с сайта gusn.mosreg.ru
Утвержденный правительством РФ механизм списания региональных долгов в обмен на новые инвестиции работает неэффективно, выяснила проверка Счетной палаты. Четверть новых инвестпроектов не достигла показателя по объему инвестиций. А в Минэкономразвития включали в списки утвержденных такие новые инвестпроекты (НИП), которые там вообще не могли находиться, выяснили аудиторы. Теперь правительству РФ предлагают поменять схему списания региональных долгов: сначала реализация инвестпроектов, а потом списание долга – а не наоборот. Пока же лучшие результаты дают те инвестпроекты, в которых доля собственных вложений местных предприятий превышала 70–75% от общей сметы.
Счетная палата представила результаты проверки механизма новых инвестиционных проектов (НИП), которые власти утверждали и реализовывали за счет федеральных средств – точнее, за счет списания части регионального долга перед федеральным бюджетом. Сам механизм НИП был утвержден постановлением правительства Российской Федерации №17041 от 19 октября 2020 года.
«На момент проверки установлено, что НИП как мера государственной инвестиционной поддержки показали недостаточную результативность и не оказали значимого влияния на экономическую и инвестиционную активность предприятий. Каждый четвертый НИП не достиг планового показателя по объему инвестиций», – отмечает аудитор Счетной палаты Михаил Щапов.
По данным отчета, на 1 августа 2025 года общий заявленный объем списания задолженности по 56 регионам превысил 168 млрд руб. При этом на реализацию НИП было направлено 5,6% этой суммы – то есть около 9,4 млрд руб.
Утвержденные в 2025 году новые правила списания задолженности регионов по бюджетным кредитам не предусматривают формирования сводного перечня отобранных НИП и установления единых технико-экономических параметров проектов, а также осуществления мониторинга их реализации. Отсутствует требование о списании задолженности региона только после введения в эксплуатацию объекта, созданного для реализации новых инвестпроектов. Кроме того, в ходе проверки установлены случаи нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, направленных на создание объектов для НИП в различных субъектах РФ.
В качестве примера необычного выбора инвестпроекта аудиторы Счетной палаты приводят Тыву. В этой республике был реализован НИП «Туристский комплекс «Тайга» фактической стоимостью 44 млн руб. Он был введен в эксплуатацию в 2022 году. Однако, согласно критериям отбора, стоимость подобных новых инвестпроектов должна составлять не менее 50 млн руб. «В этой связи определить, на каком основании указанный инфраструктурный проект одобрен Минэкономразвития России и внесен в сводный перечень, не представляется возможным, так как данный проект не проходит по стоимостному критерию постановления №1704», – обращают внимание аудиторы. Их вопросы вызвали проекты и в других регионах.
Так, у чиновников отсутствует официальный порядок территориального и функционального отнесения создаваемых объектов к новым инвестиционным проектам. «В частности, информация об объекте «Строительство автомобильной дороги А-104 «Москва – Дмитров – Дубна» – Рогачевское шоссе» (объект строительства комплекса «Белый Раст») представляется необоснованной, так как содержит только констатацию факта о необходимости такого строительства без технико-экономического обоснования взаимосвязи с НИП», – пишут аудиторы. Они сообщили, что в этом инвестпроекте отсутствуют необходимые территориальные схемы и подтверждающие расчеты.
Наиболее значимое положительное влияние новый механизм оказал на те предприятия, которые вкладывают в инвестпроект собственные средства в объеме 70–75% от общих затрат. В связи с этим аудиторы предлагают ввести ограничения доли затрат регионального бюджета пределом в 25–30%.
Счетная палата также рекомендовала правительству доработать нормы и правила реализации НИП, в том числе утвердить порядки формирования сводного перечня таких проектов, мониторинга их реализации и принятия решений об отказе в списании задолженности региона перед Российской Федерацией в случае выявления нарушений в рамках реализации НИП.
В срок до 1 июня 2026 года аудиторы предлагают установить требование о списании регионального долга только после ввода в эксплуатацию объектов, созданных для реализации нового инвестпроекта. Проще говоря, аудиторы предлагают сменить подход «сначала деньги, а стулья, может быть, потом» на противоположный – «сначала стулья, а деньги потом».
«Рассчитываем, что правительство учтет наши замечания и предложения по итогам проверки и примет необходимые меры для того, чтобы механизм НИП стал действительно эффективным инструментом инвестиционной поддержки регионов», – объяснил руководитель аппарата Счетной палаты Ильнар Мирсияпов.
Но критика работы профильного ведомства со стороны Счетной палаты вызвала возражения чиновников исполнительной власти.
«В документе сведены воедино данные по разным механизмам государственной поддержки регионов, которые имеют различные цели, правила применения и горизонты реализации. Механизм НИП, действующий в рамках постановления правительства №1704, и механизм списания 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам по постановлению №79 являются разными инструментами и не предполагают общей отчетности или прямого сопоставления результатов», – объясняют чиновники Минэкономразвития.
Кроме того, в министерстве считают, что окончательные выводы делать пока рано, поскольку значительная часть проектов «находится в инвестиционной фазе».


