Фото Reuters
По итогам этого года российский экспорт, вероятно, сократится на 4,5% и составит около 415 млрд долл. А импорт просядет на 3%, до 275 млрд долл., прогнозируют в Институте Гайдара. Крупнейшим торговым партнером РФ по данным статистики остается Китай: на него приходится около 27% нашего экспорта и 45% импорта. Профицит внешней торговли РФ сейчас усугубляется ограничениями на импорт. А без расширения импорта технологий и инвестиционных товаров невозможно ускорение развития производства и обновление капитала, что будет ограничивать возможности для экономического роста, предупреждают экономисты.
За первые 10 месяцев 2025 года российский экспорт сократился почти до 340 млрд долл. (-4,3% к показателям 2024 года) на фоне снижения мировых цен на топливо. В результате доля топливно-энергетических товаров в российском экспорте снизилась до 55%, сообщают старший научный сотрудник лаборатории международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель и старший научный сотрудник лаборатории международной торговли Института Гайдара Александр Фиранчук. При этом к показателям 2021 года экспорт за 10 месяцев 2025-го обвалился уже на более заметные 12%, следует из расчетов Института Гайдара.
«Ключевым фактором динамики экспорта стало сокращение стоимостных объемов поставок минеральных продуктов − до 186,6 млрд долл. (-14,7% к 2024-му и -13,3% к 2021 году), что отразилось в снижении их доли в экспортной структуре до 54,9% (-6,7 процентных пунктов (п.п.) к 2024-му). Наблюдаемая динамика была вызвана негативной ценовой конъюнктурой мировых рынков и графиком квот на добычу в рамках договоренностей ОПЕК+», – сообщают в Институте Гайдара.
При этом по всем остальных крупным группам товаров, наоборот, в 2025 году наблюдался рост. Так, экспорт машин и оборудования в годовом выражении увеличился более чем на 25%, до 21,5 млрд долл. Однако речь идет исключительно о восстановительном росте, подчеркивают исследователи. Экспортные поставки машин и оборудования в 2025 году на 28% ниже значений 2021-го.
Такой «восстановительный» рост наблюдается и по другим группам товаров. Так, экспорт продукции химической промышленности по итогам января–октября 2025 года в годовом выражении увеличился на 22,6%, однако по отношению к 2021 году сократился на 4,5%. В свою очередь, вывоз древесины в текущем году увеличился на 5,8% в денежном выражении, это более чем на треть (36,7%) ниже, чем в 2021 году.
«Экспорт металлов и изделий из них продолжил восстановление, увеличившись до 60,4 млрд долл. (+19,3% к 2024 году), однако остается существенно ниже досанкционного уровня (-12,4%)», – пишут Кнобель и Фиранчук.
К слову, в отличие от экономистов российские чиновники говорят о росте экспортных поставок. В частности, на это указал в четверг, 25 декабря, первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. «Впервые после введения санкций мы отмечаем серьезный рост экспортных поставок – на 20% по сравнению с прошлым годом, благодаря чему отечественные металлурги в значительной степени смогли компенсировать снижение на внутреннем рынке», – сказал он.
При этом, по его словам, в 2025 году ожидается снижение выплавки стали примерно на 5% – до 67 млн т, «учитывая охлаждение спроса на металлопродукцию в основных секторах потребления на внутреннем рынке, в том числе в строительном секторе».
По замечаниям экспертов Института Гайдара, исключением в текущем году является экспорт продовольственных и сельхозтоваров, которой в январе-октябре 2025 года хоть и сократился на 10% до 31,5 млрд долл, но все равно остался выше досанкционного уровня (+12,5% к 2021 году). Наблюдаемые колебания объемов экспорта продукции АПК в значительной степени связаны с урожайностью и изменениями ценовой конъюнктуры на мировых рынках, уточняют в Институте Гайдара.
Текущие объемы импорта в РФ в 1,5 раза ниже экспорта. По итогам 10 месяцев ввоз в страну сократился на 2,4%, до 224 млрд долл. Причем, подчеркивают исследователи, текущие объемы на 5,4% ниже и досанкционного уровня. «Подобная динамика с учетом значительно укрепившегося реального эффективного курса рубля (+15,2%) указывает на охлаждение внутреннего спроса», – полагают экономисты.
Кроме того, снижение импорта было вызвано сокращением поставок в РФ машин, оборудования, транспортных средств и других товаров – до 108,1 млрд долл. Это почти на 9% ниже значений 2024 года и на 14,6% – значений 2021 года. В результате их доля в общем объеме импорта сократилась до 48,2%, отмечают экономисты.
Импорт остальных товаров увеличился. Так, ввоз продовольствия и сельхозсырья вырос к значениям как 2024 года, так и 2021-го, достигнув 35 млрд долл. К слову, «НГ» ранее писала о том, что Россия в уходящем году вернула себе статус нетто-импортера сельхозпродукции. Причем страна наращивает поставки самой простой сельхозпродукции вроде картофеля и репчатого лука (см. «НГ» от 17.08.25).
Если сравнивать динамику импорта с 2021 годом, то рост поставок наблюдается прежде всего за счет товаров широкого потребительского спроса, тогда как группы, в которых сконцентрированы инвестиционные товары, остаются ниже досанкционных объемов, замечают исследователи. «Это отражает как сохраняющиеся санкционные ограничения во внешней торговле, так и высокую стоимость заемных средств, которая ограничивает инвестиционную активность», – говорится в статье Кнобеля и Фиранчука.
К концу 2025 года крупнейшим торговым партнером РФ остается Китай. Так, по итогам года на Поднебесную будет приходиться около 27% российского экспорта и 45% импорта, полагают экономисты.
Причем импорт российской нефти Китаем сокращается как в физическом, так и в стоимостном выражении. В частности, по итогам 11 месяцев 2025 года поставки сократились в натуральном выражении на 7,6%, до 91,5 млн т, а в денежном – на 20%, до 46 млрд долл. Таким образом, стоимостная доля российской нефти в китайском импорте снизилась до 17% (-2,2 п.п.).
|
|
Цены и дисконты на российскую нефть, поставляемую в Китай. Источник – Институт Гайдара |
Сокращение поставок шло на фоне увеличения дисконтов на российскую нефть. «Если в первых трех кварталах 2025 года средние цены на российскую нефть были ниже цен поставок из прочих стран на 3,1%, то в октябре-ноябре − уже на 5,8%. При этом средняя импортная цена на российскую нефть на китайском рынке ни разу не опускалась ниже установленного ЕС ценового потолка», – замечают в Институте Гайдара.
Китай также сокращает закупки российского угля. Импорт российского угля в январе–ноябре 2025 года сократился до 72,4 млн т (-11%), а стоимостные объемы − до 6,9 млрд долл. (-29%). Однако несмотря на снижение физических и стоимостных показателей, доля России в китайском импорте угля увеличилась до 29%.
Исследователи при этом считают, что текущая динамика доли российского рынка в китайском экспорте указывает на снижение его важности. «Поставки из Китая в Россию в январе–ноябре 2025 года сократились до 91,7 млрд долл. (-11,8%), а доля российского рынка опустилась до 2,7% (-0,5 п.п. к аналогичному периоду 2024 года). При этом динамика была неравномерной. Из-за повышения утилизационного сбора вдвое снизились поставки автомобилей – 8,1 млрд долл. (-50%). Поставки прочих категорий машин и оборудования сократились менее значительно (-10,9%), тогда как импорт прочих товаров продемонстрировал умеренный рост (+3,6%).
В то же время сильное превышение экспорта над импортом традиционно для российской внешней торговли, которое раньше балансировалось оттоком капитала, замечает Александр Фиранчук. «Устойчивый профицит может свидетельствовать о слабом внутреннем спросе или недостаточной инвестиционной активности. Сейчас профицит частично усугубляется из-за ограничений на импорт, в том числе машин и оборудования, и высокой стоимости заемных средств. Однако без расширения импорта технологий и инвестиционных товаров невозможно ускорение развития производства и обновление капитала. В долгосрочной перспективе это ограничивает потенциал экономического роста», – предупреждает эксперт.
С ним согласна и эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. «Ключевая проблема импорта России в текущем моменте – это санкции и снижение способности страны импортировать именно высокотехнологичную продукцию. Это служит негативом для долгосрочного развития многих отраслей экономики – от нефтегазовой до авиационной. Снижается технологическое развитие и способность промышленности к модернизации», – считает она.
Старший научный сотрудник лаборатории исследований внешней торговли Президентской академии Княз Багдасарян указывает на диспропорции во внешней торговле РФ. «И эти диспропорции создавали и продолжают создавать риски асимметричной зависимости от ключевых рынков сбыта в условиях угрозы применения вторичных санкций, влияния политических факторов и конъюнктуры мировых товарных рынков», – подчеркивает он.
По мнению эксперта, несмотря на то что Россия сумела частично сбалансировать объемы экспортно-импортных операций за счет переориентации большей части своих поставок энергосырьевых товаров на крупные дружественные азиатские рынки, это распределение нельзя оценивать однозначно. «Сложность в прогнозировании российской внешней торговли зависит от двух существенных факторов – политического и конъюнктурного. Конъюнктура мирового рынка зависит от таких факторов, как цены, производители, потребители, запасы, спрос и перспективы. Малейшее изменение любого из перечисленных факторов оказывает влияние на конъюнктуру в целом. А российская внешняя торговля оказалась заложником падающих цен на энергоносители и политических факторов», – делает вывод Багдасарян.
Рокотянская также отмечает изменение структуры внешней торговли РФ. «Причина сокращения экспорта в просадке по ключевой статье – продаже энергоресурсов. Здесь сказались санкции, ухудшающаяся ценовая конъюнктура, а также ограничения объемов экспорта в рамках соглашений ОПЕК+. Но и импорт оказался под давлением. Здесь тоже просматривается влияние санкций. Одним из следствий этого фактора выступает в том числе и жесткая монетарная политика ЦБ. Год заканчиваем с 16-процентной ключевой ставкой – это все еще много, – и по-прежнему есть и давление на возможности импортеров фондировать свои операции, и давление со стороны сокращающегося спроса. В итоге заметное сокращение объемов демонстрирует ключевая статья импорта – оборудование, машины и другие транспортные средства», – поясняет она.


