Никол Пашинян ждет от РФ участия в восстановлении железной дороги, связывающей Армению с Азербайджаном и Турцией.
Фото с сайта www.primeminister.am
Власти США, Армении, Турции и Азербайджана интенсифицировали переговоры по проекту «Дороги Трампа». В частности, в следующем году Анкара готовится частично разблокировать границу с Ереваном, в то время как армянские и азербайджанские власти продолжат наращивать торговый оборот.
Послы Армении и Азербайджана в США Нарек Мкртчян и Хазар Ибрагим приняли участие в обсуждении проекта «Дороги Трампа» (TRIPP) в США, сообщила американо-азербайджанская торговая палата (USACC). По данным ведомства, в круглом столе также приняли участие дипломаты из Грузии, Казахстана, Киргизии, Туркменистана и Узбекистана. Они обсуждали, как TRIPP может ускорить развитие инфраструктуры, укрепить региональную взаимосвязь и закрепить устойчивое экономическое присутствие США вдоль Срединного коридора.
Как отметил спецпосланник по миротворческим миссиям Госдепартамента США Виная Чавел, августовское соглашение между Азербайджаном и Арменией, достигнутое при содействии Вашингтона, создало исторический момент. «TRIPP – это то, как мы делаем этот мир устойчивым, превращая транзитный маршрут в двигатель общего процветания. Американские компании и капитал играют важную роль в этом видении, и эта администрация полна решимости обеспечить им место за столом переговоров», – отметил Чавел.
В свою очередь, послы бывших советских республик обменялись мнениями на тему того, как «Дорога Трампа» может помочь им повысить конкурентоспособность региональных транзитных маршрутов. Так, по словам посла Армении, благодаря руководству президента США Дональда Трампа удалось создать импульс к миру и позиционировать TRIPP как ключевой элемент будущего процветания Южного Кавказа и Центральной Азии.
Кроме того, участники круглого стола рассмотрели роль американских институтов в развитии TRIPP. В том числе, по их мнению, Корпорация по финансированию международного развития США (DFC) могла бы принять участие в проектном финансировании, упрощении торговых процедур и снижении инвестиционных рисков. Также, по мнению послов, Google, Bechtel и Tetra Tech проявляют растущий интерес к торговым и инвестиционным возможностям, предоставляемым программой TRIPP и связанными с ней региональными инициативами.
Примечательно, что Армения и Азербайджан уже начали торговать. В частности, сначала Ереван получил транзитом через Баку зерно из России и Казахстана, а затем закупил 1300 т бензина марки АИ-95 у азербайджанской компании SOCAR. Стороны напрямую связывают эти сделки с парафированным в Вашингтоне мирным договором.
Параллельно с этим стало известно, что власти Турции и Армении договорились о начале ежедневных прямых авиаперелетов между Стамбулом и Ереваном. Специальный посланник Турции по процессу нормализации отношений с Арменией посол Сердар Кылыч заявил, что программа заработает с 11 марта 2026 года, а возить пассажиров будет Turkish Airlines.
Вместе с тем Ереван и Анкара готовятся к открытию пограничных пунктов пропуска для грузоперевозок. В частности, соответствующие работы под надзором губернатора Игдира Эрджана Турана и Минобороны Турции начались на турецком КПП «Алиджан», передает издание Yesil Igdir. Сопредельный армянский КПП «Маргара» уже готов к работе. По информации газеты, импульсом для турецкой активности стало парафирование мирного договора между Ереваном и Баку и недавняя поставка азербайджанского топлива в Армению. На первом этапе власти Турции хотят использовать мост Маргара только для грузоперевозок, а затем, если все будет хорошо, и для пассажирского потока. Также Анкара рассчитывает расширить дорожную сеть, чтобы повысить экономический потенциал «Дороги Трампа».
Впрочем, армянские власти не забывают и о Москве. Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе переговоров с президентом России Владимиром Путиным заявил, что мир между Ереваном и Баку должен открыть новые возможности для армяно-российских отношений. Как минимум, он ждет от союзника участия в восстановлении железнодорожной инфраструктуры, связывающей Армению с Азербайджаном и Турцией, тем более что эти пути находятся под контролем Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД) – дочерней компании РЖД. Правда, железнодорожное полотно по маршруту TRIPP Ереван пока собирается прокладывать без участия Москвы.
Экс-депутат парламента Армении политолог Микаэл Золян рассказал «НГ», что ожидает в следующем году дальнейшего прогресса по пути разблокирования коммуникаций на Южном Кавказе. Правда, по его мнению, этот процесс не будет очень быстрым.
«Прежде всего мы увидим продолжение тех символических шагов, которые уже видели в 2025-м: поставка пшеницы, топлива и тому подобное. При этом Турция может открыть границу для обладателей армянских дипломатических паспортов и граждан третьих стран. Если в первом полугодии 2026-го Ереван и Баку смогут подписать мирный договор, до 2027-го граница окончательно откроется. С этим же будет связано начало полноценного торгового сотрудничества между Арменией и Азербайджаном», – считает Золян.
Вместе с тем эксперт не исключил, что власти Грузии могут ускорить сближение своих соседей, если продолжат препятствовать транзиту азербайджанских товаров по своей территории, в том числе повышая тарифы.


