0
3816
Газета Печатная версия

19.07.2017 00:01:00

Николая угодники

Почитание царя-страстотерпца пытаются переместить из Церкви в политику

Тэги: царские дни, екатеринбург, ганина яма, наталья поклонская, николай ii, храмнакрови, руслан соколовский, епископ тихон шевкунов, митрополит иларион алфеев, алексей учитель, матильда, оскорбление чувств верующих, монархия


царские дни, екатеринбург, ганина яма, наталья поклонская, николай ii, храм-на-крови, руслан соколовский, епископ тихон шевкунов, митрополит иларион алфеев, алексей учитель, матильда, оскорбление чувств верующих, монархия Депутату Наталье Поклонской удалось сделать культ Николая II частью политической повестки дня. Фото с сайта www.ekaterinburg-eparhia.ru

Центральное мероприятие 26-го по счету православного культурного фестиваля в Екатеринбурге и Свердловской области «Царские дни», крестный ход от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы, собрал 16 июля с.г. более 60 тыс. человек. Именно по этому маршруту 99 лет назад, в 1918 году, были перемещены до места захоронения останки расстрелянной в доме инженера Ипатьева царской семьи. Тема восстановления монархии в России часто обсуждается в СМИ, а отношение политиков к святому царю-страстотерпцу стало подчеркнуто уважительным. Культ Николая II пытаются перетянуть из религиозного дискурса в общественный и политический. Однако, несмотря на почтение к жестоко убитой царской семье, в обществе эти попытки все еще расцениваются как монархический реванш – даже в самом Екатеринбурге.

В год 100-летия революции и 99-летия со дня гибели семьи Романовых общий контекст упоминаний имен царственных мучеников производит впечатление скорее курьезного, чем почтительного или мемориального. Наиболее часто имя последнего русского монарха звучит в СМИ в связи со скорым выходом на экраны фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя, посвященного роману тогда еще цесаревича Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской. Лицом кампании верующих, оскорбленных клеветой на прославленного в лике святых царя, стала Наталья Поклонская, экс-прокурор Крыма, а ныне депутат Государственной думы. Она приняла участие в крестном ходе от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы, неся икону Николая II — ранее она участвовала с образом царя-страстотерпца в шествии «Бессмертного полка». 17 июля она заявила о тысячах обращений по поводу кинофильма от православных верующих. «Ко мне на сегодняшний день обратилось 40 тысяч граждан РФ, представителей иностранных государств, таких как Сербия, Черногория. Это и православные верующие, и мусульмане России, с заявлениями о том, что указанный фильм оскверняет православные святыни, оскорбляет религиозные чувства и разжигает рознь на религиозной почве», – сказала Поклонская журналистам. О том, что фильм оскорбляет святыни, сделали, по ее словам, вывод психологи и юристы. Призванные отстоять честь царя материалы начали появляться еще до выхода фильма в свет: так, брошюра историка Петра Мультатули «Ложь «Матильды» вышла в свет и появилась на полках екатеринбургских книжных магазинов в начале июля. А «антиучительский» документальный фильм, в котором снимутся боец Федор Емельяненко, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) и депутат Госдумы Виталий Милонов, планируется к выходу в сентябре.

Поклонская также назвала интересной идею строительства в Екатеринбурге храма на воде – проект кафедрального собора Святой Екатерины. Сооруженный в 1783 году собор был взорван большевиками. Идею его реставрации в акватории городского пруда горожане ранее встретили крайне холодно: образованный плотиной на реке Исеть пруд является единственным сохранившимся от первых десятилетий существования Екатеринбурга объектом на городской карте и представляет собой историческую ценность, которую нарушение его облика сведет на нет. При этом всего в полукилометре от места, на котором может появиться реконструированный собор, уже расположен Храм-на-Крови, построенный на месте гибели семьи Николая II.

Именно в Храме-на-Крови, напомним, «ловил покемонов» видеоблогер Руслан Соколовский, приговоренный за оскорбившую чувства верующих публикацию видео этого процесса в YouTube к трем годам лишения свободы условно. В преддверии «Царских дней», 14 июля, стало известно о том, что «ловец покемонов» был внесен в списки террористов и экстремистов. Адвокат молодого человека Алексей Бушмаков заявил о том, что все банковские счета видеоблогера были заблокированы. Впоследствии в храме произошел целый ряд инцидентов. Так, в марте с.г., когда начинался суд над Соколовским, екатеринбургские школьники устроили в нем фотосессию, переодевшись в вынесенную из раздевалки священническую рясу, и подменили крест в алтаре на гаечный ключ. А в мае, когда приговор блогеру был оглашен, над входом в храм появилась надпись «За Пикачу!» (имя покемона).

Наконец, 17 июля с.г. пятнадцатилетний руфер сфотографировался, вскарабкавшись на крест храма в уральском Верхотурье. Руководитель пресс-службы главного управления МВД России по Свердловской области Валерий Горелых подчеркнул в комментарии ресурсу Znak.com, что подобные акции устраивают «по примеру шоумена Соколовского». Происшествие в Верхотурье – это «ЧП нравственного масштаба», выразился он. «Интересно, если бы этот хулиган взобрался на чей-то могильный постамент, им бы тоже восхищались?» – возмутился Горелых.

Несмотря на почитание Ганиной Ямы и организацию в урочище монастыря Святых Царственных Страстотерпцев, РПЦ не спешит признавать подлинность обнаруженных в 1979 году под Свердловском останков. 14 июля епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) заявил на пресс-конференции, что только «железобетонные» доказательства заставят Церковь признать их останками семьи царя-страстотерпца. «Пока не будет безупречных, железобетонных доказательств, которые убедят не только участников Священного синода и Архиерейского собора, которые убедят всю полноту Русской православной церкви, не могут быть приняты и опубликованы решения о признании останков мощами или о непризнании их таковыми», – сказал архиерей.

Ранее, 4 июля, на открытой лекции во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) сказал, что расследование убийства царской семьи еще не завершено и продлится какое-то время – в частности, из-за того, что было обнаружено письменное свидетельство участника расстрела Петра Ермакова об отданном Яковом Свердловым приказе на казнь. «Мы должны выслушать все аргументы и представить на суд всей Церкви позицию и той и другой стороны, для того чтобы нам безошибочно понять, кому принадлежат эти найденные под Екатеринбургом останки», – сказал Шевкунов. Вывод правительственной комиссии, завершившей свою экспертизу в 1998 году, гласил, что обнаруженные в Екатеринбурге тела действительно принадлежат чете Романовых, их детям и приближенным. К схожим выводам пришел и генетический анализ останков, найденных во время новых раскопок 2007 года на Коптяковской дороге, проведенный в 2008 году силами российских и американских ученых, – он установил, что они принадлежат великой княжне Марии и цесаревичу Алексею. Следствие о гибели семьи Романовых было возобновлено в 2015 году, и в настоящее время проводятся новые экспертизы подлинности останков царевича Алексея и княжны Марии – в начале июля с.г. председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) заявил, что позиция Церкви относительно находок Коптяковской дороги будет сформулирована только после завершения лабораторных анализов. Митрополит Иларион в последнее время неоднократно высказывался на тему российской монархии (подробнее в «НГР» от 5.07.17).

Николай II уже присутствует в общественном дискурсе, считает заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, и выступает в нем как жертва кощунств интеллигенции. «В связи с фильмом «Матильда» фактор Николая II усилился: раньше он не был значительной фигурой для обсуждения в Церкви или кругах историков, но сейчас на поверхность вырвалось очень многое. Существует представление о царе-искупителе, который своей гибелью искупал грехи своих не очень верных подданных, что ставит его на один уровень с Иисусом Христом. Понятно, что официально священноначалие относится к этому негативно, но эта концепция весьма распространена. Во время канонизации Церковь отказалась оценивать государственную деятельность Николая II, решив канонизировать его в качестве страстотерпца за христианское мученичество в период после отречения. На Архиерейском соборе 2000 года об этом говорили, но абсолютное большинство православных верующих почитает его именно как царя», – сказал «НГР» политолог.

По его мнению, именно почитание Николая Романова как святого царя порождает протесты верующих против аспектов изображения монарха в фильме Учителя: «Другое дело, что государство не хочет идти на конфликт с деятелями культуры – а против духовной цензуры сплотилось практически все культурное сообщество. Кроме того, непонятно: если сейчас возьмешь и запретишь – что потребуют дальше? В дореволюционной России святых и лиц духовного звания вообще запрещено было представлять в театре и кинематографе. Понятно, что никто этого не хотел бы и никто не будет создавать этот прецедент. И в то же время хотелось бы ситуацию успокоить – проблема в том, что успокоить не получается. Мы привыкли, что речь в политический жизни идет о пиар-акциях, которые на определенном моменте заканчиваются. А здесь другая ситуация: здесь реально верующие люди, для которых это оскорбление». Макаркин сравнивает эту ситуацию с отношением ортодоксальных верующих к ИНН: их неприятие государственной документации превратилось в серьезную, хотя и локальную проблему.

По мнению профессора НИУ ВШЭ Олега Матвейчева, во избежание конфликтных ситуаций в обществе консервативные инициативы и идеологемы требуют куда более осторожного продвижения – во всяком случае, в «российской Америке», как иногда называют Екатеринбург: «В Екатеринбурге всегда были первые предприниматели, заводы, городской, а не крестьянский народ. В крушении Советского Союза сыграла важную роль свердловская группировка – оттуда вышли Ельцин и Бурбулис. Это город с давними антиконсервативными традициями – сначала левыми, потом либеральными. По сути дела, там находятся самые мощные после Москвы и Питера либеральные центры, которые ведут активную работу. Там соответствующая атмосфера, но либеральное лобби – это не весь Екатеринбург, однако его противники не умеют действовать в публичном пространстве: только в случае угрозы государству возникает условный Уралвагонзавод. В текущем пространстве может казаться, что весь город против, вся молодежь, какие-то огромные митинги – но социологический опрос может показать, что все не так». Тем не менее и фигура царя, и медийные события вокруг нее политолог считает раздражающими и раскалывающими общество факторами.

Прагматически настроенное в отношении строительства храмов и прославления исторических фигур либеральное сообщество, говорит Матвейчев, требуется убеждать соответствующими доводами, в частности повышением туристической привлекательности города: «То, что это место святое и мы обязательно должны его увековечить, для них не аргумент. То есть нужна медийная поддержка этой работы. У нас же власти часто объявляют о решении, что называется, на живую нитку: в совершенно сырую ситуацию вбрасывают тему, подвергаются атакам и не знают, что с этим делать. И отступать вроде нельзя, и наступать не умеют».

Развитие связанных с последним самодержцем тем, таким образом, напоминает о собственном стиле руководства Николая II, в правление которого Россия оказалась на пороге самых трагичных событий своей истории.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пиво лучше революции

Пиво лучше революции

Фиест

Элегия о том, как африканский бухгалтер приехал в Екатеринбург бороться за свободу своей страны

0
820
Обживание смерти

Обживание смерти

Дарья Курдюкова

В Екатеринбурге открылась 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства

0
691
Литературная жизнь

Литературная жизнь

0
354
Элегия о том, как в Екатеринбурге попросили президентский грант на зоополицию

Элегия о том, как в Екатеринбурге попросили президентский грант на зоополицию

Фиест

Казак котенка  не обидит

0
1364

Другие новости

Загрузка...
24smi.org