0
9254
Газета Печатная версия

20.08.2019 16:14:00

Молодежь отвергает "охранку скреп"

Почему юное поколение россиян не стремится к вере

Тэги: духовные скрепы, православие, школа, молодежь, протесты


духовные скрепы, православие, школа, молодежь, протесты До осознанного атеизма непросто дорасти. Фото PhotoXPress.ru

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 37% молодых людей от 18 до 24 лет считают себя неверующими. При этом 16% их сверстников колеблются между верой и неверием, а 10% утверждают, что «являются верующими, но не относят себя к какой‑либо конфессии». Всего же среди тех, чей возраст не превышает 24 лет, к православию причисляют себя всего 23%, к исламу – 9%, к католицизму и буддизму – по 1%. Всего приверженность православию продекларировали 63% опрошенных, при этом чаще всего (от 65% и более) отождествляли себя с православием люди после 35 лет.

«Анализируя результаты исследования, стоит серьезно осмыслить усиливающийся тренд формирования кризиса веры вообще и православия в частности. Поколение Z, или, как его еще называют, первое полностью цифровое поколение, декларирует заметное увеличение доли неверующих при почти трехкратном сокращении доли относящих себя к православным» – так прокомментировал результаты опроса директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМа Кирилл Родин. Он также отметил, что «у нового поколения много отличий от своих предшественников, но, безусловно, одно из доминирующих – это люди из новой коммуникационной реальности, в которой работают новые законы и инструменты влияния на формирование установок». «Отставание в модернизации старых форматов взаимодействия с молодежью может стать роковой вехой в определении нового места и роли института веры в обществе», – заключил Родин.

В РПЦ решили, что представленные ВЦИОМом данные пока не критичны. Как пояснил «НГР» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, прежде чем делать какие‑то выводы, «необходимо сравнивать два результата опроса: результат для аудитории 18–24 года и результат для аудитории 24–34 года». «В более молодой аудитории уровень критического восприятия православия выше, тогда как в следующей возрастной группе число, заявляющее о своей приверженности к православию, намного выше. Это связано с тем, что в более раннем возрасте люди, как правило, склонны к отрицанию и переосмыслению религиозного мировоззрения большинства. Многие и вовсе еще не определились, и им проще отказаться от принадлежности к какому‑либо учению, чем его демонстрировать. А по мере взросления люди делают выбор в пользу традиционных для большинства религиозных предпочтений, которые имеют глубокие корни в культуре и жизни наших людей и составляют незаменимую часть их идентичности». Согласно опросу ВЦИОМа, в возрастной категории от 24 до 34 лет к православию себя относят 62% опрошенных, а неверующих среди них 16%.

Кипшидзе также отметил, что результаты социологических опросов «нельзя рассматривать как единственный индикатор религиозности населения». «В отношении религии люди склонны очень быстро переосмысливать свой выбор. И человек может превратиться за одну ночь из атеиста в ищущего религиозную истину. Или наоборот. И это не только российская специфика. Подобное происходит и в Европе, и разные события могут привести к тому, что уровень религиозности может как резко возрасти, так и резко упасть. Так что социологические исследования – это лишь условный критерий и ориентир оценки религиозной ситуации», – заметил представитель РПЦ.

В свою очередь, декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Миронов заявил «НГР», что количество неверующих молодых «в реальности может быть даже гораздо выше». «В последние годы, это последние три–пять лет, среди молодежи действительно наблюдается отход от церкви. Это связано и с теми политическими реалиями, которые есть, и с давлением самой церкви, которое, на мой взгляд, было излишним. Поэтому я думаю, что процент неверующих может быть и гораздо выше 37%. И если эту ситуацию сравнить с той, что сейчас происходит, например, в Германии, то там также очень много неверующих, но там христианство вошло в жизнь людей не на уровне веры как таковой, а на уровне культурного самосознания. Вот России как раз этого не хватает. Поэтому вопрос скорее состоит не в том, верит человек или не верит, а в том, насколько православная культура адекватна на сегодняшней день системе ценностей россиян», – отметил Миронов. 

По мнению руководителя Центра по изучению религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, результаты опроса ВЦИОМа могут свидетельствовать о возросшей осознанности молодых людей. «Процент людей, критически настроенных по отношению к церкви, к официальной религии, всегда высок, – отметил религиовед в беседе с корреспондентом «НГР». – Заметьте, что я не говорю о религии или духовности в целом. Молодежь вполне испытывает самые разные духовные потребности, но ее о них пока не спрашивают. Опрос, показавший высокий процент неверующих, означает несколько важных вещей. Неверующие – это еще не атеисты. Процент этот не так критичен, если учесть, что около 60% так или иначе получаются верующими. В российской ситуации неверующими молодые люди могут себя назвать по двум причинам. Во-первых они нигде себя не нашли, не нашли свою общину, веру, движение. Во-вторых, повышение числа неверующих - это просто выравнивание числа верующих и скептиков или неверующих среди молодежи. Тогда как ранее молодые люди вслед за всем обществом номинально считало себя верующими православными или просто верующими непонятных им традиционных религий. А теперь они задумались над тем, что же это такое».

«За последние 10 лет, с одной стороны, в студенческой среде наблюдается снижение количества неверующих где‑то с 50 до 37%, – отметил в разговоре с «НГР» протодиакон Андрей Кураев. – С другой стороны, есть опросы студентов МГУ и других университетов страны, сделанные с 2012 по 2018 год, согласно которым произошло и снижение верующих. Если ранее называли себя православными примерно 50% учащихся этих университетов, то к 2018 году это число спустилось до 31%». Главные причины, по мнению священнослужителя, таковы: «С одной стороны, вырастает поколение, у которого нет чувства вины перед церковью, нет отторжения от незнакомой им советской атеистической реальности. Вторая объективная вещь – современная цивилизация вполне секулярна, и в этом возрасте есть чем заняться и чем интересоваться помимо храма. Но есть и субъективный фактор: то, что снижение прироста верующих в молодежной среде связано с последними годами, означает, что есть серьезная промашка со стороны патриарха Кирилла. Тем более обидная для него, что свой «понтификат» он заявлял как миссионерский. Однако позиционирование церкви, какой она стала сейчас – как полицейской службы, которая умеет возвращать себе недвижимость хоть журнала «Новый мир», хоть музеев, хоть больниц, привлекать полицию для охраны своих скреп, – это все избыточная активность, а молодежь очень остро и болезненно реагирует на давление».

Не последнюю роль в снижении числа верующих среди молодежи могло сыграть и введение в школьную программу обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Такое мнение высказал «НГР» заведующий кафедрой философии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Михаил Смирнов. «Что касается ОРКСЭ – это да, свою лепту в ухмылку над религией они вносят. Не очень правильное сравнение, но все-таки напрашивается – обязательный Закон Божий в русских школах 100 лет назад не спас от антирелигиозного угара», – заметил Смирнов. Впрочем, эксперт предположил, что сегодня речь идет не столько об атеизме в молодежной среде, сколько о других мировоззренческих направлениях. «От религиозной принадлежности ожидают вовсе не мистико‑сотериологического эффекта, а конкретных социальных и психологических результатов, вовсе не коррелирующих с трансцендентными смыслами. При этом потребность в компенсаторе проблемных ситуаций жизненного мира никуда не исчезает, даже усиливается. Но обращение к институциализированным и обросшим своим истеблишментом религиозным организациям эту потребность не удовлетворяет. Не всех, конечно. Но молодежь – в первую очередь. Отсюда – так называемые итсизм (религиозный либерализм. – «НГР»), игтеизм (утверждения о недостаточности знаний о Боге. – «НГР»), апатеизм (философская точка зрения, которая означает безразличное отношение к существованию или несуществованию Бога. – «НГР») и прочие мировоззренческие позиции вплоть до популярности пародийных «религий». Я не назвал бы это ростом атеизма, до осознанного атеизма непросто дорасти. Да и понятие «атеизма» слишком узко – точнее было бы говорить о свободомыслии, в том числе религиозном, чего очень опасаются конфессиональные чиновники», – говорит религиовед.

По мнению Михаила Смирнова, сегодня необходимо отказаться от привычного деления людей на верующих и неверующих. «Дать точное определение понятию «верующий» в принципе невозможно, любое будет уязвимо хотя бы потому, что невольно или сознательно окажется привязанным к конкретной религиозной форме, тем самым исключая другие формы, также считающиеся религиозными. Главное, однако, в том, что за последние полстолетия изменился формат того, что мы по‑прежнему обозначаем словом «религия». То, что считается религиозной идентичностью, как правило, вовсе не нуждается в ключевом признаке религиозной ориентации – устойчивых вероучительных представлениях. Знание религиозных идей, а тем более их доктринального выражения, давно стало маргинальным», – подвел итог эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

Наталья Савицкая

Педагогов настраивают на то, что главное – эмоциональный настрой урока

0
2448
О воспитании личности на основе традиционных ценностей

О воспитании личности на основе традиционных ценностей

Частная жизнь и взгляды человека все больше интересуют государство

0
3678
В Варшаве выступают за Украину и против украинцев

В Варшаве выступают за Украину и против украинцев

Мария Павлова

Со сменой власти в Польше острота споров с соседней страной не снизилась

0
4414
"Московская электронная школа" покоряет регионы

"Московская электронная школа" покоряет регионы

Галина Грачева

К столичной платформе образовательного контента ежедневно обращаются более 4,5 миллиона раз, рассказал Сергей Собянин Владимиру Путину

0
4802

Другие новости