0
1621
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

29.10.2007 00:00:00

Ходила я, девощка, по лясощку

Тэги: некрасовский карагод, ставропроль


некрасовский карагод, ставропроль Костюмы некрасовцев отличаются восточной яркостью и пестротой.
Фото автора

В поселке Новокумское Ставропольского края прошел праздник «Некрасовский карагод», посвященный 45-летию возвращения казаков-некрасовцев в Россию. Триста лет назад атаман Кондратий Булавин поднял казаков Верхнего Дона и беглых крестьян из Центральной России против царской власти и примкнул к отрядам Емельяна Пугачева. После разгрома восстания и гибели Булавина почти 8 тыс. казаков со своими семьями, спасаясь от расправы, ушли с Дона на Кубань, потом на Дунай, а оттуда в Турцию, на озеро Майнас.

Вел их кошевой атаман Игнат Некрасов. Там, вдали от родины, казаки основали поселение Казакей и два с половиной века жили замкнутой общиной. С малых лет некрасовцы жили с надеждой когда-нибудь вернуться на историческую родину.

В 1912 году, несмотря на завет атамана: «При царе в Расею не возвращаться!», первая волна некрасовцев по разрешению императорского правительства все-таки докатилась до России. Но им запретили селиться выше Кубани. А после революции в Стране Советов началось расказачивание, и в Турцию хлынул новый поток казаков.

Только в 1962 году изгнанников на родную землю привел последний атаман «игнат-казаков» Василий Саничев. Тогда в Турции обострились межконфессиональные отношения, и казаки приняли решение покинуть страну. Часть из них выбрала Америку, но большинство все же вернулись в Россию. Переговоры о возвращении некрасовцев велись с правительством СССР через турецкое посольство несколько лет, и вот наконец теплоход «Грузия» с 999 казаками на борту отплыл из Турции. В Новороссийск прибыла уже тысяча некрасовцев: в дороге родился мальчик, которого назвали Семен. Так на Черноморском побережье Турции перестало существовать поселение Казакей.

Правительство СССР поселило некрасовцев на Ставрополье, в поселках Бургун-Моджар и Новокумский Левокумского района, где они стали виноградарями и огородниками.

По словам донского историка Игоря Бондаренко, поначалу советский образ жизни у некрасовцев, воспитанных на традиционных религиозно-этических нормах, вызвал шок. К тому же жили и работали некрасовцы в винодельческих совхозах, где вино текло рекой, а потому алкоголизм постепенно становился их бичом. Но со временем некрасовцы адаптировались к советскому укладу жизни и уже не так строго следовали заветам Игната Некрасова, которые, к примеру, предполагали расстрел за богохульство или за брак с иноверцами. Сегодня в Левокумском районе проживают 700 казаков-некрасовцев, из которых 200 – первые переселенцы.

Современные некрасовцы являются старообрядцами не слишком строгого толка – в их церковь приходят и местные жители, в их среде много смешанных браков, а сами они считают себя и русскими, и казаками.

Нынешний «Некрасовский карагод» (в переводе – хоровод) собрал сотни людей со всего Левокумского района.

Как рассказала «НГ» сотрудник пресс-службы Терского казачьего войска Александра Левшакова, на празднике некрасовскими казаками исполнялись необычные по звучанию распевы «карагодных» песен, которые пели по кругу («по солнцу»). Интересны по содержанию и мелодике «беседные» песни – они включают в себя ряд старинных баллад и романсов. Среди них, например, есть такая: «Ходила я, девощка, по лясощку».

В рамках праздника прошло торжественное открытие филиала Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Здесь были собраны семейные фотографии, предметы религиозного культа, рукотворные куклы в нарядах, повторяющих некрасовский костюм. Также можно было увидеть различные предметы домашнего обихода: казаны для воды, домашнюю мельницу, коромысло архаичной формы. Но особый интерес вызывают костюмы некрасовцев, которые отличаются восточной яркостью и пестротой – видимо, сказалось долгое пребывание на турецкой земле. При этом покрой одежды сохранился исконно русский, близкий к костюму Центральной России.

Всего же на выставке было представлено более 400 подлинных предметов. По словам директора Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зои Белой, собранные экспонаты позволяют определить уникальность традиционной культуры казаков-некрасовцев как вариант этнической культуры верховых донских казаков. В России к середине XIX века эта культура утратилась. Некрасовцы же, длительное время жившие в условиях чуждой им культурной среды, сумели сохранить свою культуру, которая сегодня не имеет аналогов в мире.

Ростов-на-Дону


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2374
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5231
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2908
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3362

Другие новости