0
1629
Газета Периодика Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Линия и цвет, но не Бабель

Тэги: Памук


СЕНТЯБРЬСКАЯ "Иностранка" состоит из трех публикаций, каждая из которых могла бы "составить счастье" отдельного выпуска.

Судите сами.

Во-первых, это Питер Акройд (см. интервью с ним в нашей газете от 29.03.01). Журнал печатает его роман-памфлет "Повесть о Платоне" (пер. с англ. Л.Мотылева). Действие - в отдаленном будущем. Платон - местный граф Калиостро. Речь - об эпохе Крота: то есть о нас с вами, когда "декаданс - вера в повторяемость десятилетий", "камерная музыка - мрачная музыка тюремного оркестра", а "литература - слово неизвестного происхождения, восходящее, по всей видимости, к слову litter (мусор)". В общем, не роман, а аутодафе, производимое руками сэра Питера - чтоб не сглазить свою же посмертную славу, видимо.

Во-вторых, "Литературный гид", посвященный Селину: интервью, фрагменты биографии, фрагменты романа "Guignol"s Band, или Паяцы" (пер. с фр. И.Радченко).

Ну и в-третьих - золотой гвоздь номера, наш любимец и баловень, турецкий писатель Орхан Памук, которого ждали мы с нетерпением целый год (см. интервью с писателем в нашей газете от 22.03.01). Нынче журнал печатает его роман 1998 года "Меня зовут Красный" в переводе Веры Феоновой, и этот роман тут особенно кстати.

Конечно, предыдущий роман Памука "Черная книга" изыскан и органичен. Конечно, "красная книга" Памука более схематична и условна. Зато пафос! Да еще в наше гнусное антиисламское время!

Как всегда у Памука, подводный сюжет романа - глобальное противоречие между восточным и западным мироощущением. В книге "Меня зовут Красный" это противоречие подается на примере имперского Стамбула, где группа художников работает над книгой для падишаха. На дворе - XVI век, в Стамбуле ветрено и сыро, великие книги и великие миниатюры уже созданы, но еще далеко до конца. Тут-то и начинается детективная история с двойным убийством в мастерской падишаха.

Подоплека - соблазн европейского стиля: перспектива против единого пространства, портрет против фигуры, линия против цвета. Ту же религиозную проблему, кстати, решал и Бабель в "светском" рассказе "Линия и цвет" - хотя вряд ли догадывался, что рассуждает здесь о дихотомии "мир глазами Аллаха / мир глазами художника". Памук же раскрасил все точки над "i" - его роман вышел чуть-чуть схематичным, как узор в гареме Топкапы, но главное в нем - органика цвета, а не точность линии, полнота смысла - а не изыски стиля. Недаром самая вдохновенная главка этого романа написана от лица цвета. Красного - как вы уже, наверное, догадались. В целом же номер вышел почти пророческим. У Акройда в грядущем - не Америка, а так: заброшенная пустыня. Ну и Памук, красным цветом "голосующий" за все лучшее, что есть в исламе.

А еще говорят, что толстые журналы отстали от времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1586
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4035
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2233
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2513

Другие новости