0
1947
Газета Персона Интернет-версия

21.06.2012 00:00:00

Молодые, дерзайте сделать!

Тэги: яковлев, литературная учеба


яковлев, литературная учеба Для некоторых юных писателей будущая слава важнее законов орфографии.
Фото Евгения Никитина

Недавно Яковлев стал сотрудником журнала «Литературная учеба». О толстых журналах, литературном ученичестве и собственном творчестве с Александром ЯКОВЛЕВЫМ побеседовала Надежда ГОРЛОВА.

– Александр, теперь вы ответственный секретарь «Литературной учебы». У журнала уже довольно длинная история. Успели проникнуться ее духом?

– Рискую оказаться занудой, но хотелось бы напомнить читателям об истории журнала. Она того заслуживает, ведь «Литературная учеба» разменяла девятый десяток: в 1930 году под таким названием в Ленинграде по инициативе Максима Горького возник литературно-критический журнал. В первое десятилетие существования «ЛУ» на ее страницах публиковался цвет тогдашней молодой литературы: Михаил Исаковский, Николай Тихонов, Ольга Форш, Всеволод Вишневский, Константин Паустовский и другие.

Предполагалось, что журнал будет своего рода литературной энциклопедией, что, в свою очередь, указывало на аудиторию нового издания: оно ориентировалось «на начинающего рабочего и крестьянина, писателя, рабкора, селькора, начинающего критика, рабочего рецензента и руководителя литкружка на предприятии». Кажущийся несколько странным оборот про «начинающего рабочего и крестьянина» в наши дни наполняется новым смыслом. Во всяком случае, современной литературе, а значит, и нашим молодым авторам, еще только предстоит освоить заново образы «начинающих рабочих и крестьян». Чему «Литучеба» с удовольствием поспособствует.

После закрытия в связи с началом войны издание возобновилось в 1978-м. С тех пор по сегодняшний день «Литературная учеба» выходит регулярно (периодичность – шесть номеров в год). Опять же мало кто знает, что изначально журнал был рассчитан на 20 номеров, которые должны были выйти в течение двух лет.

– Почему были установлены такие временные рамки?

– Не знаю. Может быть, предполагалось, что за два года все «начинающие» превратятся в маститых профессионалов. Ну, как бы там ни было, задуманное намного переросло начальную идею. А значит, сама она была гораздо плодотворнее, чем казалось ее носителям. За что им отдельное спасибо.

Сотрудниками и членами редколлегии «Литучебы» всегда выступали выдающиеся отечественные литературоведы и писатели. В журнале публиковались Дмитрий Лихачев, Лев Гумилев, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Алексей Лосев и многие другие. Среди тех, кого мы в той или иной степени причисляем к современной писательской элите, немало громких имен, для которых «Литучеба» стала отправной точкой на пути к читательскому признанию.

В 1991 году на базе журнала, до того курировавшегося ЦК ВЛКСМ и Союзом писателей СССР, возник издательский дом «Литературная учеба». В последние годы под его эгидой не только продолжается издание легендарного журнала, отметившего в 2010 году 80-летний юбилей, но и выходят книги литературно-художественной, исторической и искусствоведческой направленности. Марка издательства «Литературная учеба» («ЛУч») известна российским читателям. «ЛУч» – это десятки наименований книг, удостаивающихся литературных премий, многочисленных благожелательных рецензий в центральной периодической печати (в том числе в «Независимой газете»). Издательство ежегодно принимает участие в столичных книжных выставках-ярмарках.

– Не секрет, что сегодня толстым литературным журналам живется не столь весело, как, скажем, четверть века назад. У «Литературной учебы» те же проблемы?

– В целом – да. Нам катастрофически не хватает обратной связи с читателем. Конечно, мы хотели бы шире быть представленными в самых различных библиотеках. Но терять свое лицо в погоне за дешевой популярностью не хочется. Да и права не имеем в силу сложившейся «трудовой биографии» издания. В условиях засилья так называемой коммерческой литературы основными задачами «Литературной учебы» (как журнала, так и издательства в целом) по-прежнему продолжает оставаться популяризация интеллектуальной словесности и поддержка молодых литераторов, принципы которой были сформулированы 80 лет тому назад Максимом Горьким.

– С вашим приходом что-то изменилось?

– Изменилось, но дело тут в совпадении. Несмотря на вышеперечисленные проблемы, журнал в конце прошлого и начале этого года нашел в себе силы и, как сейчас говорят, политическую волю пойти на весьма радикальные изменения. Они коснулись как самой редакции, которую возглавил наш известный прозаик Алексей Варламов, так и содержания, формата и оформления издания. На мой взгляд, нынешнее направление издания лишено какой бы то ни было вкусовщины – в не лучшем смысле этого слова. Журнал вернулся к старой доброй практике, и чисто «литучебовской», публикаций произведений молодых авторов с последующим разбором их творчества писателями уже маститыми.

Появились и новые рубрики. Так, «Школа памяти» уже обратилась к недавно и безвременно ушедшим от нас писателям Виталию Курносенко и Татьяне Морозовой. «Класс перевода» отметился публикациями рассказа южнокорейского прозаика Хван Сунвона в переводе Лидии Азариной и переводами Саши Черного из австрийской и немецкой поэзии. Рубрика «Герой нашего времени» позволяет молодым авторам высказываться по самым болевым вопросам как бытия, так и непосредственно молодежного творчества. Журнал объявил конкурс «Человек читающий». Активно подключились к оформлению страниц «ЛУ» известные художники и фотографы.

– Учрежденная журналом Горьковская литературная премия, кажется, становится все более престижной?

– Да, как-то незаметно, но вот уже седьмой сезон проводится награждение Горьковской премией. И с каждым годом она становится все весомее и в плане престижа, и в плане имен. Среди ее лауреатов – Николай Скатов, Петр Палиевский, Владимир Орлов, Инна Ростовцева, Константин Ваншенкин и многие другие именитые наши литераторы. В работе жюри в разные годы принимали участие известные деятели культуры и литературы: критик и литературовед Валентин Курбатов; поэт Владимир Костров; телеведущий и режиссер Александр Гордон; писатель, лауреат Солженицынской премии и премии «Большая книга», профессор МГУ и Литературного института Алексей Варламов; ректор Литературного института, литературовед Борис Тарасов; критик, прозаик, лауреат премии «Большая книга» Павел Басинский и другие. Отрадно, что у нас и наших партнеров есть желание и интерес увеличить и премиальный фонд, и количество номинаций. Так что, господа соискатели, дерзайте!

– Как удается вам совмещать творчество и труд журналиста?

– И уже далеко не первый год. Я ведь до этого десять лет работал редактором в не менее, а то и более легендарной «Литературной газете», кстати, очень много мне давшей. Так вот во вступительной статье к первому номеру «Литучебы» Горький, в частности, писал: «Наша задача – учить начинающих писателей литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом». Вот и я, работая с текстами начинающих авторов, вместе с ними совершенствую в себе все то, что перечислил классик. Тут, как известно, предела шлифовке нет.

– Но ведь журналистика и редактура, думаю, не только что-то дает, но и отнимает?

– Мы как-то больше говорим с вами о журнале. Забывая, что «Литературная учеба» – это издательский дом. Соответственно мы издаем много книг, которые требуют не только массированной редактуры, но и определенных усилий, направленных на чисто технические издательские моменты. Но и они порой представляют интерес, так ты лучше узнаешь издательский процесс.

– А на собственное творчество время остается?

– Больной вопрос. Я никогда не был писучим. Да и работал всегда с рассказом, не замахиваясь на большие формы. Но с годами все меньше хочется, как в молодости, что называется, высказаться.

Все больший интерес вызывает история. Соответственно и книги для для души подбираются исторические, как правило, документальные. Как поклонник известной издательской серии «Academia» наконец-то добрался до томика Оммер де Гелль «Письма и записки». Понятно, что сие произведение надобно воспринимать достаточно критически. Но ее наблюдения за наказаниями крепостных в России в первой половине XIX века слегка потрясли меня. Ничего подобного я не читал у наших классиков того времени. Еще бы: Золотой век русской литературы! При том что порка, избиения, наказания были нормой жизни. Что называется, как утренний чай. Буквально! А уж ежели бедолага действительно провинился… Зверство творилось несказанное! Автор «Писем», француженка, владея нашими крепостными, считала благом колотить их ни за что ни про что с утра до ночи. Хотя у нее и был личный опыт с колониальными рабами, но в России она брала пример с наших помещиков.

Только теперь понимаю, отчего так сложно обстояло дело с отменой крепостного права. Событие, сравнимое с перестройкой… Потому так хочется написать совершенно лобовой рассказ с таким же лобовым названием «Запороли», основанный на фактуре той эпохи. Но это надо быть Глебом Успенским. Кстати, очень любопытная и трогательная личность. Будут ли знать его молодые литераторы – бог весть…

– Как критик и редактор начинающих авторов вы много читаете творений именно молодых писателей. Они изменились со времен вашего литературного дебюта или «узнаю брата Колю»?

– Конечно же, перед ними иные тематика и проблематика произведений. Я имею в виду окружающие их реалии жизни. А они во многом еще не устоялись в нашем обществе. Отсюда и некоторая растерянность авторов в выборе сюжетов, тем. Все-таки мой литературный дебют пришелся на время так называемой стагнации, когда страна – СССР – и ее граждане чувствовали себя еще вполне уверенно хотя бы в социальном плане…

А что касается литературной техники, типичных ошибок, то «брат Коля» узнаваем во все времена. Он считает, что вот-вот оседлает Пегаса, а как там пишется «жи» и «ши» – дело десятое…

Но главное – что интерес к литературе, творчеству у молодежи не утрачен, она, как и до нее многие поколения, так же трепетно относится к слову. Особенно к своему собственному… Но для того и существует «Литературная учеба», чтобы отдавать свои страницы дерзости молодых и опытному, деликатно указующему персту мэтров. А уж захотят ли юные профессионально погрузиться в этот сложнейший и чудесный мир литературы, пусть решают сами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1919
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4566
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2483
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2845

Другие новости