0
2134
Газета Поэзия Интернет-версия

03.04.2008 00:00:00

Андрейская тьмать

Тэги: вознесенский, поэт, язык


вознесенский, поэт, язык Теперь стихи не выкрикивают в многотысячную толпу.
Исаак Бродский. Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года. 1929. Государственный исторический музей, Москва

Андрей Вознесенский. Тьмать. – М.: Время, 2008. – 600 с. (Российская поэзия)

Конечно, Андрей Вознесенский, как и большинство именитых поэтов, немного хитрит. Вот опубликовал новую книгу, начнешь листать, свежих стихов немного, а те, что есть, все без дат. Большая часть сборника – поэзия известная, сделавшая Вознесенского Вознесенским, «андрейская», как прозвала ее некогда Юнна Мориц. Про «Пожар в Архитектурном институте», гортанного «Гойю», яркую «Сирень «Москва–Варшава», знаменитого «Авось» – всего и не перечислишь. От скромных пятидесятых, крикливых оттепельных шестидесятых к неспокойным двухтысячным шагает Вознесенский семимильными шагами («Старый корвет – самый юный и модный тысячу лет./ Вышел на улицу без намордника старый поэт»). Ну и, как водится, чем дальше в город, тем страшнее жить, полная «тьмать» и неразбериха.

Не секрет, что еще в юности Андрей Вознесенский увлекался языковым экспериментом, звукописью, инверсиями, графическими стихами, видеомами (последних в книге небольшая цветастая подборка). Чуть позже прославился своими знаменитыми метафорами, вроде «рядов улиточек-домушниц/ с кибиточками на спине» (кстати, многие метафоры по-прежнему блестящи).

Но сегодня Вознесенский переходит на какой-то птичий, невнятный, тарабарский язык, который расшифровке-то поддается через раз. «Одиннадцатого сен-тября/ сен-Тибра и сен-тепла?/ Сен-табора, сен-базара/соседского сенбернара,/ влюбленного в сен-Тебя» (это актуальные стихи на тему событий 11 сентября). Однако в последней поэме поэт сознается: «Люблю я птичью абракадабру:/ пускай она непонятна всем./ Я верую в Активатор Охабрино (!)/ из звездной фабрики «Гамма-7». В общем, рифмует Вознесенский все, что плохо лежит и, казалось бы, для поэзии не годно. «Ах, если б знали, из какого сора...» и глаза позагадочнее сделать.

Нет-нет да проглядывает между строк какая-то смутная, душная эротика: «фильдеперсовые трусики», «аргумент мужского жеста,/ напрягшегося, как курок», и всегда почему-то не к месту, точно воздушные шары, которые ассоциируются у поэта с колыханьем «вишневых яиц» небесных слонов.

Вот уж воистину: «Жаль, жалейка не повторится!/ Жаль – Кустурица не Бежар,/ жаль – что курица не жар-птица,/ жаль».

«Иррацио» Вознесенского достигает апогея. Или уже давно перешагнуло свою высшую точку? Только вот беда: сегодня стихи не выкрикивают на всю аудиторию Политехнического музея и не перекрывают голосом гул Олимпийского, теперь поэзию читают камерно в полупустых залах, а то и вовсе – дома с листа. Наверное, время такое. Еще русский язык обновляется со страшной силой, заимствуя американизмы и калькируя чужеземные словечки. Тут, конечно, Андрей Андреевич (надо отдать ему должное) старается пуще всех поэтов своего поколения.

Но почему-то новояз не складывается, футуризм не возрождается. И Пастернак не глядит добрыми глазами на своего продолжателя. У поэта появляется одышка, и рифмы комкаются (свирельщина-женщина). Он как-то взволнованно интересуется: «Все завершается?» И тут же сам себе отвечает невнятно: «Заверещается». Что это значит? А бог его знает. Как бы там ни было, Вознесенский свое место в литературе занял. И теперь хоть «чайка – плавки Бога», хоть «XXL (Русский новейшина)» или ода своей левой поэтической руке – все равно.

Гражданином и поэтом, как ни крути, удается быть с переменным успехом. Тут либо про вечную любовь к единственной женщине (обязательно с большой буквы), либо про «Лето олигарха», того самого, который с Христом дружит и под «Нобеля косит». Да про русскую интеллигенцию до кучи. Конечно, переживает Андрей Андреевич за все (ему по призванию положено). Ведь «душу парализовали/ три кита цивилизации:/ тоталитаризм,/ тотализатор/ и тотальное лизание». А «российскую больную землю/ сосут кирпичные клопы», ну и «поэты третьей свежести набрались сил». Точно в каждом стихе пытается нарисовать все и сразу, дать полномасштабную картину мира: дети, танки, Вознесенский, женщины, душа народа, новые русские и так далее. Не очень-то выходит, большей частью «андрейство» и «тьмать» какая-то (не Господь Бог, что ж поделаешь).

Наверное, поэтому «жизнь – пошло крашенное яйцо», а государству позволяется наслаждаться (у автора другое слово, которое приводить не станем) в сторонке. Каждому свое, как говорится. Отдыхающим тарелку борща («Дом отдыха»), Алексею Хвостенко мести бородкой Млечный Путь (Пост-трупы звезд»). Бомжам «белый храм, похожий на инвалидную коляску» («Нищий храм»), а самому Вознесенскому желаемое «семидырье». И что бы это все значило? Ой, не спрашивайте┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1831
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4432
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2422
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2769

Другие новости