0
6848
Газета Политика Интернет-версия

27.05.2005 00:00:00

Громов и пустота

Тэги: громов, жзл


громов, жзл Один среди великих теней.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В «молодогвардейской» серии «Жизнь замечательных людей» впервые за многие десятилетия вышла книга, целиком посвященная ныне живущему деятелю. Издательство уведомляет, что с этого тома начинает новую серию – о тех замечательных людях, чья биография все еще продолжается. Первым этой особой чести удостоился губернатор Московской области Борис Громов. Мотивируя такой оригинальный подход, редакция отмечает: «В нашей стране вряд ли найдется человек, не знающий имени Бориса Всеволодовича Громова». Однако тираж книги скромен: 5 тысяч экземпляров.

На самом деле прецеденты были. Про Льва Толстого, например, в серии «ЖЗЛ» писали при жизни, про Бисмарка тоже писали. Даже про Вильяма Эварта Гладстона, премьер-министра Великобритании, писали при жизни. Правда, то было еще в «павленковской» серии, основанной в 1890 году. В нынешней же, продолженной Максимом Горьким, рассказывали только о людях, чья посмертная слава подтвердила ощущения современников. Во всяком случае, если речь шла об отдельном томе, а не о сборнике (в сборники иногда попадали живые «замечательные люди»).

Борис Громов, конечно, не Лев Толстой, не Бисмарк и даже не Гладстон. Не говоря уже о таких фигурах, как Платон, Шопенгауэр или, например, Наполеон. Но издательство все-таки видит Громова в славном ряду «замечательных людей». И вот почему: «Прославленный генерал-«афганец», Герой Советского Союза, командующий 40-й армией в самый ответственный заключительный период афганской войны, он и сейчас в строю, возглавляя в качестве губернатора важнейший российский регион – Московскую область». Авторы нового проекта, правда, умалчивают о том, чем эта война закончилась, и существуют ли регионы, более крупные и благополучные, чем Подмосковье.

Но дело даже не в этом. Если уж решили писать про живых, то начинать, казалось бы, нужно с Самого Главного Замечательного Человека. И тут есть только два варианта. Либо Борис Всеволодович УЖЕ Самый Главный, либо скоро таковым станет. Такая книжка – самый настоящий знак. Особенно в свете подготовки к выборам 2008 года. И в ситуации, когда фигуры преемника до сих пор не было видно даже на горизонте.

Если же это не смелая заявка на будущее, то в настоящем есть и более именитые политики. Что подтвердил и проведенный «НГ» опрос известных депутатов, партийцев и губернаторов. Они называли разных людей, чья жизнь достойна целого тома в серии «ЖЗЛ». Бориса Громова почему-то никто не назвал.

Книга озаглавлена просто «Громов». Мол, читатели и так поймут, кто имеется в виду. Однако Громовых в большой политике вообще-то два: Борис Всеволодович – губернатор, и Алексей Алексеевич – пресс-секретарь Владимира Путина. И еще большой вопрос, кто из них более влиятелен. Во всяком случае, в рейтингах 100 ведущих политиков оба Громовых традиционно располагаются примерно на одинаковом уровне, а в сентябрьском перечне прошлого года и вовсе получили один и тот же балл, поделив 65 и 66-е места. Кстати, само по себе 65-е место в российской иерархической лестнице тоже о многом говорит.

Книга о герое.У Маркса есть понятие – «фиктивный капитал», капитал в виде ценных бумаг. Книжка Игоря Цыбульского (автора биографии генерала) – такой вот своеобразный вексель. У Громова безусловно есть политический капитал. Вот только в отличие от денег вкладывать его некуда. Особенно если губернаторские выборы отменены, а переназначать (или снимать с работы) будут без оглядки на вкусы издательства «Молодая гвардия». Что же в таком случае делать с накопленной харизмой? Что отчебучить? Стать академиком? Певцом? Получить Нобелевскую премию мира? (Не дадут!) Просто биография – вещь нормальная, а книга в серии «ЖЗЛ» – как раз то самое отчебучево. Вкладывание фиктивного политического капитала. Продукт-то скоропортящийся, поэтому страшно: а что потом? Когда губернаторство кончится.

Есть и другой аспект. О ком были недавние книжки серии «ЖЗЛ»? Маршал Жуков, авантюрист Казанова, император Александр Первый. Таким образом, губернатор Громов оказывается где-то между маршалом Жуковым и авантюристом Казановой. Человек, который готов и не боится видеть себя в серии «ЖЗЛ» – среди действительно великих людей, титанов прошлого, среди славных покойников...

От какой бездонной пустоты он убегает? Какие комплексы его снедают? Страшно за такого человека, по-настоящему страшно.

Немного о самой книжке. Благодарности: президенту Торгово-промышленной палаты Примакову, его первому заму Пастухову, начальнику Генштаба Балуевскому и т.д. Внушительный и, скажем так, красноречивый список. Текст тоже странен. Эпическое полотно, былина и песня: Громов, получается, не только вывел войска из Афганистана, но и спас Россию от гражданской войны во время путча 1991 года. Если б не он, Япония давно бы уж владела спорными островами.

Стиль лирический: «По Ленинграду Громов ходил пешком. Эти прогулки остались в его душе навсегда...» Переходящий в рекламный: «...губернатор совершил деловую поездку во Францию и недалеко от Парижа зашел в гипермаркет «Ашан». Там он познакомился с одним из владельцев компании... Борис Громов тогда сказал, что ему очень хочется, чтобы симпатичная птичка, которая изображена на эмблеме «Ашана», прилетела в Подмосковье. Птички не испугались и прилетели... В недавно открытом гипермаркете в Одинцовском районе...» Только адреса и цен не хватает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
600
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
613
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
822
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
591

Другие новости