0
899
Газета Политика Интернет-версия

05.04.2010 00:00:00

Страна оборонных мифов

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Георгиевич Мухин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: армия, призыв, кавказ


В статье «Кавказский призыв. Срочный» «Независимая газета» (см. номер от 02.04.09) сообщила, что «с 2010 года соединения, части и подразделения в Чечне, Дагестане и Ингушетии будут комплектоваться не только контрактниками, но и солдатами и сержантами, проходящими службу по призыву. При этом квота на контрактников в горячих точках Северного Кавказа будет существенно уменьшена». Материал имел резонансное звучание и цитировался во многих СМИ. В Минобороны тут же попытались опровергнуть информацию, опубликованную в статье. Получилось не слишком убедительно.

«В Минобороны не планируют отправлять военнослужащих по призыву для прохождения воинской службы в соединениях и воинских частях, дислоцируемых на территории Чеченской Республики... Такой необходимости нет. Соединения и воинские части, находящиеся на территории Чечни, укомплектовываются военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту», – заявил официальный представитель военного ведомства полковник Алексей Кузнецов.

Эта позиция Минобороны была подкреплена выступлением начальника Управления Главной военной прокуратуры Александром Никитиным: «В соответствии с законом направление в горячие точки, в том числе в Чеченскую Республику, возможно только после шестимесячной подготовки новобранцев в учебных центрах». Он также добавил, что, по его мнению, Чечня не может называться горячей точкой, но, несмотря на это, направление туда призывников не планируется.

Заметим, опровержений о службе срочников в Дагестане и Ингушетии, которые также можно отнести к горячим точкам, не последовало. Но хватит и Чечни, чтобы обвинить СМИ в «лжи и клевете». Мол, обман общественного мнения, дутая сенсация! Однако спустя несколько часов на лентах Интерфакса и других агентств прошла информация, мягко говоря, скорректировавшая утверждения Кузнецова и Никитина. Причем цитировался не кто-нибудь, а заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил Василий Смирнов, отвечающий за призыв и комплектование войск. По словам Смирнова, «некоторое количество военнослужащих срочной службы будет все же находиться в Чечне, но это будут призывники из местных районов. «Это юноши, призванные на службу из Чечни и пожелавшие проходить службу в республике», – сказал замначальника Генштаба.

При этом Интерфакс припомнил публичные высказывания Смирнова о том, что «в Минобороны решили отказаться от массового комплектования воинских частей контрактниками». Но если не будет контрактников, то их, вполне понятно, заменят военнослужащие по призыву, о чем и написала «НГ». Сославшись на слова источника в военном ведомстве, сообщившем изданию, что «сразу из военкоматов призывников в Чечню или Дагестан никто направлять не будет. Но после окончания учебного подразделения служба срочников в этих регионах вполне вероятна». Практически то же самое сказал и генерал Никитин.

Так в чем же суть официальных опровержений Минобороны и в чем не права «Независимая газета»? В том, что, ссылаясь на собственные источники, отразила реальную действительность? Или в том, что в дни весеннего призыва проинформировала общество и родителей призывников о том, что спустя полгода их дети могут попасть служить на Северный Кавказ и, возможно, будут участвовать в контртеррористических операциях, рискуя своими жизнями?

Что это будет именно так, сомнения практически нет. При желании можно привести неопровержимые доказательства того, что в воинских частях и соединениях, дислоцированных в Чечне, Дагестане и Ингушетии, квота на военнослужащих по контракту действительно уменьшается, а на солдат и сержантов по призыву увеличивается. Но почему об этом говорят журналисты, а не военное ведомство? Почему оно молчит или делает мифические опровержения? Чтобы не вызывать панику в семьях призывников? Успокоить общественное мнение?

Российская общественность, между тем, это уже проходила. В дни российско-грузинского конфликта в августе 2008 года среди погибших и раненых вдруг обнаружилось значительное количество солдат по призыву. А ведь все тогда также были уверены (слушая неоднократные заявления руководства Минобороны), что после 2007 года все войска на Северном Кавказе укомплектованы исключительно военнослужащими по контракту. Так зачем в очередной раз плодить мифы?

Раз уж так получилось, что страна не может содержать полностью профессиональную армию, почему военному ведомству не сказать открыто и честно всему обществу, а главное – родителям призывников, что их сыновья, возможно, будут служить в зонах проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе? Что они, возможно, будут рисковать своими жизнями, при этом, правда, получат повышенные оклады и некоторые льготы, определенные приказом министра обороны РФ № 10 от 2010 года, про который и говорилось в публикации «НГ».

Защита Отечества – это конституционный долг и обязанность наших граждан. Принцип добровольности военной службы пока что уходит на второй план. И раз государство, согласно Основному закону страны, призывает молодых ребят в армию, а потом направляет в горячие точки, почему бы об этом не сказать прямо?

Заметим, кстати, что с ноября 2009 года Минобороны перестало размещать на своем сайте ежемесячные отчеты по статистике правонарушений, ЧП и гибели военнослужащих. Давно не публикуются подобные данные по Северному Кавказу. Общественный совет при Минобороны, по заверению некоторых его членов, функционирует без должной эффективности, а комиссия Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей и вовсе ликвидирована. При этом и в руководстве страны, и в военном ведомстве продолжают утверждать, что в стране укрепляются институты гражданского общества, осуществляющие надежный контроль за силовыми структурами. Мифы все это, мифы┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
789
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
816
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
693
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
633

Другие новости