0
2561
Газета Политика Печатная версия

18.05.2012

Зачем закрывают школы

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая - обозреватель "НГ".

Тэги: школа, реформа, образование


Интернет полон историй о закрытии школ. В апреле бушевали страсти по московской школе № 693. На днях в адрес редакции «НГ» пришло сообщение о попытке закрытия московской школы № 1263. Школа с историческим прошлым, в историческом месте Москвы. Несмотря на заявленный ремонт, родители не верят в сохранность общеобразовательного заведения после перевода их детей в другую школу.

«3 мая 2012 года представителям родительских комитетов классов школы № 1263 было объявлено о необходимости срочного одобрения процедуры слияния. В качестве аргумента за такое слияние было объявлено о планах сноса и последующего возведения нового здания нашей школы в 2013–2015 годах, – говорится в письме от школьной общественности. – При этом предположительно количество мест в новом здании школы будет слишком малочисленным для обеспечения нормального финансирования. 4 мая 2012 года на общешкольном родительском собрании абсолютное большинство родителей единодушно выступили против слияния».

Основными аргументами «против» авторы письма называют следующие. При слиянии неизбежно будет утрачен преподавательский состав, а также методики обучения. Необходимость доставки детей в здания гимназии № 1257, расположенной в четырех километрах от здания школы № 1263 в районе с чрезвычайно загруженной транспортной обстановкой, приведет к сокращению количества обучающихся и расформированию классов. Родители будут просто не в состоянии подвозить детей на автомобилях к школе и забирать из нее. Организация общественного транспорта в том районе не позволяет безопасно и в разумное время добраться в школу и домой. Пешком ребенок будет вынужден пересекать чрезвычайно загруженные улицы. Программы и принципы обучения в школах различаются кардинально. Учебный процесс будет неизбежно нарушен. Адаптация детей к новым условиям, безусловно, будет осложнена стрессом переезда.

Позиция департамента столичного образования: решение о слиянии школ принимают сами педагогические коллективы. «Силовой метод» применяется только в случае, если школа не выполняет свою работу качественно. Прецедент создала пару лет назад московская школа № 874, ученики которой умудрились продемонстрировать вопиющее незнание основных предметов. Школу объединили с другой школой – № 97, а педагогический коллектив школы № 874 уволили. Инцидент не прошел без последствий для других директоров. Появились проблемы с переводом не очень успешных старшеклассников в другие школы. Администрации школ теперь берут неохотно чужих старшеклассников, боясь, что они испортят картину школьной успеваемости.

Напомним, что процесс оптимизации школ идет полным ходом начиная с 2008 года. Вызвано это двумя причинами: поиском дополнительных финансовых средств и продолжающей углубляться демографической ямой. Официальная причина, например, слияния школы № 693 со школой-соседкой лежит в недоборе первоклашек. На оперативном собрании в мэрии в конце марта заместитель мэра по вопросам социального развития Ольга Голодец во всеуслышание заявила, что 82 московские школы не набрали первоклашек.

В конце концов еще не сентябрь, и какие-то цифры могут корректироваться. Но 82 – цифра все равно серьезная. Появились сообщения, что напуганные грозящим массовым увольнением учителя подбивают родителей писать письма протеста.

Но если где-то встал вопрос невыполнения плана по первоклашкам, то где-то и проблема перевыполнения. Некоторые школы, имеющие хорошую репутацию, «разбухли» до неприличия. И не факт, что всем этим школам слава досталась заслуженно. Эффект толпы – явление, имеющее место быть и в этом случае. В то же время в процесс могут вмешиваться (и поступают сигналы, что это уже есть) и другие внешние силы. Многие учебные заведения находятся в очень привлекательных местах. Умело организованная «работа» – и школа окажется без первоклассников. А дальше – дело техники.

Есть причина слияния школ и экономическая. Как посчитали эксперты, финансовая выгода от слияния небольших школ и дошкольных детских учреждений очевидна. Например, в детсадах 38% от общего бюджета получают педагоги, а 62% – остальные сотрудники. После слияния пропорции меняются в лучшую для воспитателей сторону за счет сокращения вспомогательного персонала.

Впрочем, не надо забывать, что идет и обратный процесс. В небольшом городе, где работы не так много, теряют работу уборщицы, сотрудники охраны, садовники, тренеры, психологи. Некоторые родители меняют работу оттого, что детей приходится возить в школу и т.д.

Нельзя сказать, что оптимизация школ – процесс сугубо национального характера. Похожие явления происходят везде. В сентябре прошлого года в Чехии, например, встал вопрос закрытия более 20 средних школ и училищ. Но 6 из 14 краев, включая Прагу, были не согласны с закрытием и объединением школ. Решение о закрытии принималось на основе результатов государственных экзаменов. Страсти бушевали в прошлом году в Украине, Молдове и других бывших союзных республиках.

Выход для России, судя по международному опыту, видится один – усиленный общественный контроль за процессом объединения и закрытия школ. Придется напрячься. Кстати, за последние два года, согласно последнему опросу Фонда общественного мнения, возросло количество россиян, которые осуждают тех, кто дает взятки (на 10%). И количество тех, кто осуждают взяточников (на 4%). А это не что иное, как косвенный признак пробуждающегося гражданского общества. Так что еще не все потеряно!


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смерть – это навсегда

Смерть – это навсегда

Андрей Ваганов

Об одном возможном психологическом мотиве трагедии в Керчи

0
967
До понедельника дожили

До понедельника дожили

Алексей Малашенко

Почему классика советского кино – фильм "Доживем до понедельника" – воспринимается в разном возрасте по-разному

0
793
Не время жировать: Госдума поддержала отказ от пенсионных привилегий

Не время жировать: Госдума поддержала отказ от пенсионных привилегий

Ольга Рыкова

0
547
В провале пенсионного плебисцита обвинили Центризбирком

В провале пенсионного плебисцита обвинили Центризбирком

Дарья Гармоненко

На всякий случай ведомство Памфиловой решило подготовиться к другим референдумам

0
3096

Другие новости

Загрузка...
24smi.org