0
1400
Газета Политика Интернет-версия

22.11.2012 00:00:00

Эсэмэски счастья от правительства

Тэги: чиновники, жалобы


чиновники, жалобы Получателей госуслуг попросят поделиться впечатлениями от общения с чиновниками.
Фото с официального сайта правительства Москвы

Любопытную новацию предлагает россиянам правительство. С лета следующего года граждан, воспользовавшихся госуслугами в регионах, будет (поголовно) опрашивать специальная служба, чтобы выявить недовольных. А результаты опросов использовать для наказания проштрафившихся чиновников, представляющих на местах федеральные ведомства. Такой проект постановления Минэкономразвития будет в ближайшее время подписан премьером Дмитрием Медведевым. Эксперты считают инициативу умножением бюрократии – под лозунгом «интернетизации всей страны».

Подсчет недовольных планируется устроить через Интернет и мобильные телефоны. Граждане будут получать эсэмэски с вопросом и просьбой отзвонить – бесплатно – на номер отправителя, чтобы поделиться впечатлениями о работе госорганов.

Если обнаружится, что удовлетворены общением с чиновниками того или иного ведомства менее 70% получателей справок, то с руководителями региональных отделений федеральных ведомств будет разбираться специальная комиссия. Возможно, с последующими оргвыводами.

Процедура предусматривает создание в недрах местных подразделений и головных организаций структур, ведущих подсчет. Заниматься этим кропотливым делом будут те же чиновники. Возможно, штаты вырастут – за счет «статистиков».

Подступалось правительство к этому монументальному проекту давно: в октябре 2010 года был объявлен тендер на исполнение заказа по учету мнения граждан – в соответствии с госпрограммой.

На первый взгляд инициатива кажется разумной. Прямо вытекающей из первого путинского указа от 7 мая – о совершенствовании системы госуправления. Однако по сути, вся эта громоздкая структура является лишь заменой простой идеи книги жалоб. Кажется, чего проще: при выдаче справки поинтересоваться у клиента его мнением. Дать расписаться под бумажкой с плюсом или минусом. Так нет: специальный штат сотрудников будет после получения ответной эсэмэски дозваниваться до клиента, терзая его вопросами сложной анкеты.

О дополнительных расходах на систему учета опросов напрямую не говорится. Подразумевается, что их не будет – вроде бы планируется делать всю работу на средства, уже выделенные профильным министерствам. Вопрос в том, насколько рационально они будут использованы.

В соответствии с подготовленным постановлением правительства Министерству связи и массовых коммуникаций по согласованию с МЭР дается поручение до 31 марта 2013 года создать и ввести в эксплуатацию Информационно-аналитическую систему мониторинга качества госуслуг. К этому же сроку требуется «разработать и утвердить Положение о федеральном телефонном центре сбора мнений граждан о качестве государственных услуг».

Авторы задумки, подсчитывая немалые и плохо контролируемые расходы на содержание штата доморощенных социологов-статистиков, проигнорировали еще одно важное соображение. Сегодня трудно найти простодушного владельца мобильника, который не в курсе распространенной аферы мошенников, одолевающих граждан аналогичными просьбами. После ответа с телефонного счета жертвы снимается кругленькая сумма. Станут ли россияне отвечать в этих условиях на эсэмэски счастья? Вряд ли.

Далее. Каким образом «счетчики» будут проверять мнение сельских жителей, не охваченных не только интернетизацией, но и мобильниками? Между тем именно в этой категории россиян, как показывает опыт, больше всего недовольных госуслугами.

Затея чиновников может обернуться элементарным распиливанием денег, считает замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин. Он уверен, что можно поступить гораздо проще: «Любой дизайнер способен поставить такую услугу на сайт ведомства за две-три сотни долларов. Все, что сверху, – бесполезная трата средств».

Обычно такие процедуры, подчеркивает эксперт, проводятся для внутренних целей компании – чтобы выяснить степень удовлетворенности клиентов: «Если же это будет система оценки, то начнется возрождение иных традиций. Нельзя оценивать учителей по среднему баллу учеников. А работу полицейских – по количеству выявленных нарушений». На ведомственные сайты, указывает эксперт, будут заходить родственники и друзья чиновника, оставляя там исключительно хвалебные записи: «При такой системе нет ничего проще, чем заниматься очковтирательством. Так в советские времена возили хлопок из Узбекистана – по 30 раз через один и тот же пропускной пункт».

Известный блогер Олег Козырев удивлен тем, что правительство выбирает столь сложную схему для обратной связи с населением: «Люди и без того раздражены большим количеством разного рода эсэмэсок, приходящих от множества сервисов. Телефон – мое личное пространство, и я не хочу, чтобы в него врывался министерский департамент. Представим, что завтра этим займется 40 ведомств – все структуры, куда я обращаюсь за госуслугами».

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике, вице-президент «Деловой России» Антон Данилов-Данильян предупреждает: «Нельзя строить оценку работы чиновника на столь зыбком фундаменте. Известен критический настрой граждан, часто безотносительно к предмету расспроса. К тому же ясно, что откликаться на приглашение оформить анкету станут в большинстве именно эти люди. 70% довольных набрать будет трудно даже хорошему работнику».

Любая затея властей требует изучения причин ее появления. По мнению экспертов, опрошенных «НГ», нынешняя идея помимо прочего может запустить механизм не только учета мнения граждан, но и расправы со специалистами под благовидным предлогом защиты прав людей. Да и дешевизна проекта сомнительна: кто, например, оплатит компаниям мобильной связи миллионы эсэмэсок – и бесплатные для граждан ответы на них? И почему налогоплательщики должны оплачивать нелепую инициативу правительства?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
1351
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
1649
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
631
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
762

Другие новости