0
13317
Газета Политика Интернет-версия

19.03.2015 00:01:00

Национализация элиты дошла до ФСО

Тэги: фсо, евгений муров, закон, запрет, зарубежная недвижимость


фсо, евгений муров, закон, запрет, зарубежная недвижимость Директор ФСО Евгений Муров отдал подчиненным жесткий приказ. Фото PhotoXPress.ru

Сотрудникам Федеральной службы охраны (ФСО) приказано не иметь зарегистрированное за границей имущество. Как известно, запрет на зарубежную недвижимость в России работает избирательно – он распространяется не на все силовые ведомства и совсем не касается гражданских госслужащих. «НГ» выяснила, что на окончательную национализацию элиты пока нет политической воли, то есть решения президента, и что в ближайшее время она, видимо, не проявится.

Согласно проекту приказа директора ФСО Евгения Мурова, персоналу, имеющему зарегистрированное за пределами РФ имущество, нужно будет отказаться от него до 1 октября 2015 года. В случае если это по тем или иным причинам невозможно, сотрудникам следует «докладывать рапортом (заявлением) руководителям подразделений ФСО». Документы о наличии у них ранее зарубежной собственности и произведенном ее последующем отчуждении должны будут храниться в их личных делах.

В документе дается ссылка на Федеральный закон № 57 «О государственной охране» от 27 мая 1996 года. Однако поправки, о которых говорится в приказе, появились в нем только в 2011 году. Так что в ФСО с реальной «национализацией» своих служащих отчего-то не спешили. Кстати, примерно в это же самое время аналогичный запрет был введен и для чекистов. Но для них соответствующий подзаконный акт директор ФСБ Александр Бортников выпустил гораздо более оперативно.

Напомним, что вообще-то в нашей стране так называемая национализация элиты проходит до странности точечно. Например, изначально Госдума разработала такой законопроект, который запрещал всем госчиновникам иметь какое-либо зарубежное имущество. 

Причем президент Владимир Путин, тогда только еще вступивший в должность, инициативу поддержал. Правда, упор он сразу же делал на заграничных счетах чиновников.

А вот в правительстве – тогда тоже только что сформированном – высказались резко против запретительных инициатив. Причем в роли противников изменения законодательства выступили и премьер-министр Дмитрий Медведев, и его тогдашний вице-премьер Владислав Сурков. Первый заявил, что это отпугнет бизнесменов от поступления на работу во власть. Второй же сослался на необходимость соразмерять риски: по его словам, опасности для гражданских чиновников меньше, чем для приведенного им в том своем заявлении в пример ФСБ. Мол, иноземные недруги России скорее будут давить на чекистов, имеющих собственность за границей, чем на простых госслужащих, у которых она тоже будет.

В итоге президент решил по-своему – и запрет коснулся исключительно зарубежных счетов и активов. Чиновникам оставили право владеть имуществом – прежде всего, понятное дело, недвижимостью – за границей. И сейчас можно наблюдать не совсем справедливую ситуацию, когда одним, у которых для этого есть и возможности, можно иметь домик где-нибудь в тихом уголке мира, а другим это строго запрещено, хотя скорее всего они о таком даже мечтать не могут. Скажем, сложно представить, что рядовой сотрудник ФСО, занимающийся охраной какого-нибудь объекта, представляет собой более привлекательный объект для давления иностранных разведок, чем, к примеру, гражданский чиновник, осведомленный о финансовых планах страны или имеющий доступ к любой другой эксклюзивной информации.

Даже рядовые сотрудники ФСО должны будут поискать у себя зарубежную недвижимость.  	Фото РИА Новости
Даже рядовые сотрудники ФСО должны будут поискать у себя зарубежную недвижимость.   Фото РИА Новости

Об этом же сказал и зампред комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия»). По его словам, «приказ директора ФСО идет в общем тренде». «Решили двигаться поэтапно, – сказал «НГ» депутат. – Судя по всему, сейчас мы наблюдаем второй этап, связанный с осуществлением запрета представителям силовых структур иметь какую-либо зарубежную собственность». Однако если говорить об этапах, то скорее всего следующим шагом надо было бы ввести ограничение для сотрудников, скажем, Минфина, Минэкономразвития или Центробанка. «Полагаю, что и для членов правительства тоже, – продолжает Горовцов. – Исключений быть не должно – должно быть общее правило для всех. На мой взгляд, все это должно делаться в комплексе. Скажем, по аналогии с тем же законом о запрете иметь иностранные счета».

Зависит же такая инициатива, по словам депутата, от политической воли. Горовцов косвенно дал понять, что пока она отсутствует, такими словами – «законопроекта на рассмотрении точно нет». Стоит отметить, что как раз сейчас актуальность такой воли вроде бы и диктуют сложные отношения с Западом. Казалось бы, международная напряженность должна еще сильнее подстегнуть кампанию по национализации элиты – и именно с подачи главы государства, о котором все и ведут речь, когда кивают на пресловутую «политическую волю». Так что некий запретительный законопроект как раз и мог бы появиться за его подписью.

Такую гипотетическую инициативу гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает сейчас совершенно не нужной. Мол, необходимо разделять группы людей во власти. Силовики на особом контроле, «у них определенные обязательства перед государством». Гражданские госслужащие, по словам эксперта, тоже, но они «не должны попадать в, мягко говоря, неконституционную ситуацию». Очевидно, имеется в виду статья 35 Конституции о праве гражданина на владение имуществом. На эту статью, кстати, ссылался в свое время и Сурков.

«Закручивать гайки в данном случае было бы крайне неразумно, – уверен Мухин. – Есть люди, которым запрещено иметь имущество за рубежом, – и они это знают. А вот запрещать всем и вся – это была бы странная инициатива, способствующая дестабилизации и крайнему напряжению в той социальной группе, под которой мы понимаем госслужащих». К тому же, продолжил он, есть и ряд нюансов: «Скажем, во многих государствах, чтобы владеть имуществом, нужно иметь либо подобие бизнеса, либо счет». Между тем, согласно действующему законодательству, иметь счета за рубежом всем нашим чиновникам запрещено.

Мухин, таким образом, дал понять, что рамки и без того созданы, а регуляция происходит на уровне личной ответственности. К практике же запретов, сказал эксперт, нужно подходить избирательно, иначе «это и будет самой настоящей самоизоляцией». Стоит заметить, что кроме личной ответственности у чиновников друг с другом есть еще и личные отношения. Ими же, видимо, и можно объяснить то самое отсутствие политической воли.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
831
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1400
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1027
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
535

Другие новости