0
2527
Газета Регионы России Интернет-версия

26.05.2001 00:00:00

Гаджи Махачев: "Тишина на Кавказе обманчива"

Тэги: дагестан, махачаев, чечня, терроризм


дагестан, махачаев, чечня, терроризм

-ГАДЖИ НУХИЕВИЧ, без малого два года продолжается контртеррористическая операция на Северном Кавказе. Как сейчас она сказывается на ситуации в Дагестане?

- Как вы знаете, недавно какой-то вертолет совершил обстрел в Гумбетовском районе Дагестана, погиб мальчик. Военные заявляют, что это не их вертолет. Так вот, если такие пьяные вылазки будут продолжаться, если виновные в этих преступлениях не понесут ответственности, мы можем потерять Дагестан. Мы никогда не наведем порядок в Чечне по ряду причин. Полковника Буданова, который убил чеченскую девушку, судят не в Чечне. А ведь там есть правоохранительные и судебные органы, прокуратура, полностью создана инфрастуктура, которая может провести судебное разбирательство. А пока его будут превозносить на родине, встречать с цветами, мы в Чечне не наведем порядка, не найдем понимания в чеченском обществе. Если человек, будь он военный или террорист, совершил преступление, он должен быть наказан. В противном случае даже те чеченцы, которые с пониманием относятся к федеральному Центру, хотят стабильности, хотят, чтобы их дети учились в школах, даже они будут отворачиваться от Москвы.

- То есть в Дагестане заметно затягивание кризиса?

- Безусловно. Над урегулированием никто не работает. Боевики напали на Дагестан, оскорбили наш народ, уничтожили села, убили наших земляков. Но все равно надо налаживать отношения с нормальными чеченцами хотя бы на уровне партий, общественных организаций, женских объединений, Духовных управлений - надо наводить мосты. Никуда мы от этого не денемся. Надо сотрудничать и на государственном уровне. Руководители Дагестана и России должны встречаться с руководством, политиками, общественными деятелями Чечни. Такая работа обязательно должна вестись.

- Это происходит?

- Абсолютно нет. Сейчас в Чечню по очереди приезжают разные политики, "миротворцы". Они не учитывают сложившейся ситуации, обычаев, менталитета чеченцев. Приезжают с Запада, с Севера, откуда угодно, преподносят однобокую информацию и тем самым не дают стабилизировать обстановку. Я категорически против гибели мирных жителей, против нарушения прав человека не только в Чечне, но и во всем мире. Пушками и авиацией проблем не решить. Обратите внимание: когда не нужен был Дудаев, его уничтожили, когда нужен был Радуев, его взяли. Конечно, затягивание контртеррористической операции сказывается на Дагестане. Я уже привел пример с вертолетом. В Закатальском и Белоканском районах Азербайджана живут наши дагестанские земляки - аварцы. Есть точная информация, что там находятся боевики, наемники...

- Чеченцы или аварцы?

- Чеченцы, арабы, которые кружат голову проживающим там дагестанцам, вербуют их, привлекают на свою сторону. Не секрет, что боевики находятся и в Грузии. Меня очень беспокоит эта ситуация. Где гарантия того, что в один прекрасный момент накопившаяся напряженность не выплеснется, что, например, талибы не перейдут таджикскую границу, а здесь боевики не пойдут на Дагестан и Россию? У меня такой гарантии нет. Очень плохо, что начали разоружать ополченцев в Дагестане. Мы этот вопрос поднимали и на встрече с Владимиром Путиным, и перед нашим республиканским руководством. Нельзя сейчас распускать и разоружать ополченцев, наоборот, их надо укреплять, вооружать. Вот когда в Чечне и в соседних регионах стабилизируется обстановка, тогда можно оружие сдать. Когда была война, ополченцев призывали защищать родину, люди продавали все что есть, продавали последнюю корову, чтобы купить оружие для защиты целостности России и Дагестана. А сейчас некоторые нерадивые сотрудники милиции начали их вылавливать, вымогать у них деньги. А завтра эти же ополченцы, если не дай Бог что-то случится, снова встанут на защиту родины.

В Чечне много говорится о переговорах. Но с кем их вести? Почему не поступить по-другому? Есть депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов, есть глава администрации Ахмат Кадыров. Вокруг них надо объединять всех грамотных, толковых, интеллигентных чеченцев, разбросанных по всей стране и всему миру. Надо создать какую-то организацию, комитет, который смог бы полноценно работать на благо Чечни. А у нас получается наоборот: назначают Кошмана, снимают его, назначают Кадырова и начинают вокруг него вести интриги. Люди сомневаются, не решаются примкнуть к нему, опасаются, что его снимут. Назначили человека - доверяйте ему. Никто, кроме чеченцев, не решит проблему Чечни. Никто. Ни на Западе, ни в ПАСЕ, нигде. Приехала японка, комиссар по правам человека, и открыто сказала, что "мы Дагестану помогать не будем". Мы ни в чьих подачках не нуждаемся. Дагестанцы с помощью Москвы вынесли эту трагедию на своих плечах, все привели в порядок. Нам такие правозащитники не нужны. Почему они молчат, когда бомбят палестинцев, а те в ответ кидаются камнями? Почему они молчат по поводу событий в Югославии и Македонии?

Затягивание контртеррористической операции уже не идет на пользу, может возникнуть обратная реакция. Переговоры нужно вести с любым простым боевиком, убеждать его, перетягивать, использовать родственников, семью, детей. Зачем вести переговоры с матерыми полевыми командирами, которые абсолютно не владеют обстановкой? Они отрабатывают свои деньги. Работать надо с простыми боевиками, там находятся и чеченцы, и дагестанцы, и карачаевцы. Им надо объяснять, против кого их направляют. Россия - не агрессор, Россия - это наша земля. Но самое главное, нельзя допускать нарушений прав человека в Чечне, нужно пресекать беспредел со стороны военных.

- Как вы оцениваете процесс восстановления в Дагестане? Можно ли говорить, что в республике все полностью восстановлено, все компенсации за нанесенный ущерб выплачены?

- Со стороны Центра все обязательства выполнены, руководство России очень помогло Дагестану. Владимир Путин уделил этой проблеме большое внимание, неоднократно приезжал в республику. Нам были выделены средства, и сейчас почти все восстановлено.

- Дагестан первым принял закон о борьбе с религиозным экстремизмом. Как сейчас обстоят дела в этой сфере?

- Сегодня объявлять войну ваххабитам не надо. Я неоднократно говорил, что человек может исповедовать любую религию, придерживаться любого течения. Но если он использует какое-то течение в целях раскола общества, для развязывания братоубийственной войны, то с этим надо бороться. Мы приняли такой закон, встречались в Дагестане с представителями всех религиозных течений, и все они сказали, что им не нужны проявления экстремизма. Мы же видели, например, выступление так называемых "скинхедов" на Ясеневском рынке. Вот это и есть плоды национализма, экстремизма и разных радикальных течений. Как вести борьбу с ваххабизмом? Борода не означает, что ее носитель - ваххабит. Ваххабита можно очень легко распознать. Он не будет сидеть, затаившись, и ничего не делать. Ваххабит должен агитировать, выступать. Есть оперативники, они должны изучать и отслеживать его подрывную деятельность, на основании этого разрабатывать закон. А взять и объявить войну какому-либо течению - тоже неправильно.

Надо ужесточить Уголовный кодекс. Я уже устал говорить в Госдуме о необходимости отмены моратория на смертную казнь, хотя бы по некоторым уголовным статьям. За изготовление наркотиков, привлечение к ним малолетних - смертная казнь. За терроризм - смертная казнь. Наркомания сегодня хуже боевиков, она войдет в каждый дом. А как можно вести борьбу с терроризмом, если те, кто взорвал дом в Буйнакске, получили по 15 лет? Это что за борьба с терроризмом? В Буйнакске, Москве, Волгодонске погибли десятки, сотни людей, а террористам дают по 15-20 лет. Известный "Тракторист" похищал и вырезал людей, а получил 20 лет. Только смертная казнь! Клин клином вышибают.

А недавно в Госдуме чуть было не инициировали обсуждение проекта закона о внесении дополнений в Уголовный кодекс по вопросу "Об освобождении от уголовной ответственности участников банд и преступных сообществ, связанном с их деятельными раскаяниями или оказанием помощи оперативно-разыскной деятельности". Это же смешно! Я уже начинаю думать, что эта война инициировалась именно из Центра, если появляются такие законопроекты. Я не удивлюсь, если все бандиты будут на свободе. Если "Трактористу", который вырезал наших детей, дали 20 лет, то завтра Радуев может быть на свободе? Есть Уголовный кодекс, в нем четко оговорены любые смягчающие и отягчающие обстоятельства. А сейчас кто-то специально хочет оставить для бандитов "окошко". Нельзя так издеваться над нами!

- Гаджи Нухиевич, вы объявили о роспуске возглавляемого вами аварского Движения имени Имама Шамиля, но лидеры остальных национальных движений Дагестана, похоже, не последовали вашему примеру. С чем это связано?

- После трагедии августа 1999 года весь дагестанский народ объединился, невзирая на вероисповедание и национальность, все взяли в руки оружие и защищали целостность родины. Я хотел сохранить это единство, хотел, чтобы все движения распустились и было создано одно общедагестанское движение. Не может быть аварских, кумыкских, лезгинских и других проблем. Проблемы есть у всех, но их надо решать вместе. Но другие национальные лидеры Дагестана не последовали нашему примеру, и это очень плохо. Может начаться обратный процесс, аварцы могут собраться и сказать, что они вновь собирают свое движение. Это очень опасно для Дагестана. У нас должно быть полное единство народов. Но я думаю, что национальные лидеры созреют и последуют нашему примеру.

Тишина, которая сегодня вроде бы наступила в Дагестане, во всех соседних с Чечней регионах, непростая, обманчивая. Это только с виду так кажется. Некоторые военачальники и политики докладывают Путину то, что ему нравится, а правда наполовину скрывается. Должна быть правдивая информация, чтобы любой человек знал, что творится на самом деле и как из этого положения выходить.

При этом меня удивляет, что даже зарплату солдатам не выдают. Пацаны погибают, а им денег не платят. Я ничего плохого не могу сказать о Павле Бородине, я с ним незнаком, наверно, он хороший человек. Но как депутату мне непонятна одна вещь. Бандиты захватили замминистра МВД Геннадия Шпигуна, который исполнял долг по приказу руководства страны. Для его освобождения не нашлось 1 млн. долл., хотя министр на всю страну обещал освободить его. Бандиты расправились со Шпигуном. Для Бородина 3,5 млн. долл. нашли.

Где же с таким отношением нам взять патриотов? Какой солдат подставит грудь за генерала? Таких ошибок очень много. Некоторые могут сказать: Махачев философствует. Да я не философствую, я по-житейски, как человек и гражданин, поставив все на весы, пытаюсь понять ситуацию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1935
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4588
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2494
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2864

Другие новости