0
3186
Газета Регионы России Интернет-версия

26.04.2004 00:00:00

Малая родина Михаила Фрадкова медленно вымирает

Тэги: курумоч, родина, фрадков


Малая родина российского премьер-министра – русское село с нерусским названием Курумоч – находится между Самарой и Тольятти на перекрестке всех дорог. От Москвы по магистральной автомобильной дороге, ведущей на Челябинск, до Курумоча 1011 километров. Село стоит у кольцевой железной дороги по Самарской Луке: Самара–Жигулевское море–Жигулевск–Сызрань–Самара. Рядом – воздушные ворота Самарской области – международный аэропорт «Курумоч». Прямо над головами сельчан по воздушному коридору на столицу проносятся пассажирские лайнеры.

Село было построено в 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, для поволжских калмыков по приказу выдающегося государственного деятеля и историка Василия Татищева и первоначально называлось Богоявленской слободой. Краеведы объясняют, что название Курумоч дано в советские времена по названию небольшой речки, скатывающейся по доломитовому ложу к Волге, и происходит от калмыцкого «корум» – «каменистое русло».

Как объяснили корреспонденту «НГ» в администрации Курумоченской волости, родители Михаила Фрадкова были строителями кольцевой железной дороги и в конце 40-х жили в селе, ставшем местом рождения будущего главы российского правительства. Правда, зарегистрировали новорожденного не в Курумоче, а в столице, потому поиски местными архивистами записи в книгах ЗАГСов Красноярского и Волжского районов не увенчались успехом.

Малая родина российского премьера после так называемых «рыночных» реформ 90-х тяжко болеет теми же болезнями, что и вся страна. Основой прежней богатой жизни была построенная в 1957 году Жигулевская птицефабрика – в свое время самое крупное в Европе и России предприятие по производству яиц. Единственное из себе подобных, удостоенное высшей государственной награды – ордена Ленина. Сотни орденоносцев и среди ее работников, даже четыре Героя Социалистического Труда. В 1991 году здесь работало свыше 2100 человек, фабрика производила свыше 300 млн. штук яиц. Столько сегодня не производит вся губерния.

Курумоч был оазисом социалистического благополучия. Птицеводы жили в благоустроенном городке с 5-, 9-этажными домами, гостиницей, комбинатом бытового обслуживания, прекрасным Дворцом культуры, профилакторием, пионерлагерем, тремя детскими садами.

В начале 90-х руководство Самарской области полностью отказалось от государственной поддержки сельскохозяйственного производства. В результате были разорены и полностью обанкрочены три из четырех самарских птицефабрик, в том числе и накопившая непосильные долги акционированная «Жигулевка», которую местные журналисты тогда начали называть «куриным Освенцимом».

К 2000 году фабрика прекратила всякое производство и была вычеркнута из государственного реестра сельхозпредприятий. Теперь куриные яйца везут в Самарскую область из соседних регионов. А тысячи потомственных профессиональных птицеводов – свыше 90% взрослого населения работали на птицефабрике – оказались на улице. Сельчане вынуждены были искать работу за полсотни километров в Самаре или на таком же расстоянии в Тольятти.

Многие приторговывают на местных «блошиных рынках» или «дороге жизни», которой стала для жителей Курумоча проходящая через село старая московская автотрасса. И в снег, и в дождь, и в жару занимают позиции у шоссе бывшие птичницы и механики, водители и трактористы, электрики и даже начальники цехов птицефабрики. Торгуют грибами и картофелем, солеными огурцами, березовыми и еловыми банными вениками. И, естественно, куриным яйцом. Правда, на все село кур-несушек осталось не больше 10 тысяч (это примерно четверть мощности одного из многих десятков производственных корпусов «Жигулевки»). Профессиональные птицеводы организовали кустарное производство яиц у себя в сараях и пустующих подсобных помещениях и трудятся на них без выходных. Проработавшая на птицефабрике 30 лет бывшая главный зоотехник по кормам и начальник цеха кур-несушек Тамара Лобанова вместе с мужем, сыновьями, невестками и внуками «вкалывает», обслуживая тысячу кур-несушек, с утра до вечера. А затем сама становится за прилавок на «дороге жизни».

По информации главы волостной администрации Олега Катынского, в охваченном безработицей Курумоче из 7150 жителей 1930 трудоспособных мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, 2047 женщин до 55 лет. Вынужденное безделье привело к всплеску пьянства и наркомании. Село начало вымирать. Отец Виталий Тимаков, настоятель прекрасного Богоявленского храма, который здесь всем миром восстановили в 1989 году (в нем был склад сельхозхимии), заметил, что на каждое крещение у него в приходе приходится два отпевания. Это подтвердила ведущий специалист волостной администрации Мария Кондратьева: в прошлом году в селе родилось 65 человек, а умерло 115.

Курумоч не хочет вымирать здесь живут более 1600 молодых людей в возрасте до 19 лет, около 900 детей учатся в прекрасной местной школе. Но без помощи извне, из Самары, Нижнего Новгорода и Москвы, селу рассчитывать пока не на что. Бывший секретарь комсомольской организации птицефабрики Анатолий Адамов, который сейчас в качестве представителя московского «Птицепрома» занимается охраной нынешнего «комплекса «Жигулевский», сказал:

– Сейчас много говорят о возрождении России. Пусть Михаил Ефимович попытается возрождение страны начать с возрождения того села, где он сам родился.

Самара

Вечный огонь на мемориале героям Отечественной войны давно погас, поддерживать его селу не по средствам.

В Богоявленской церкви чаще отпевают усопших, чем крестят новорожденных.

Въезжая в Курумоч, мало кто из путешествующих представляет, по какой исторической земле он едет.

Немного осталось от честно заработанной славы.

Бывший начальник цеха птицефабрики Тамара Лобанова и ее коллеги каждый день стоят с товаром на «дороге жизни» в ожидании проезжих покупателей.

Старая часть села, в которой и родился Михаил Фрадков, с тех пор мало изменила свой патриархальный облик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
828
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1108
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
876
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
716

Другие новости