Патриарх Варфоломей покинул Украину, не пообещав президенту Ющенко ничего конкретного в плане создания Поместной церкви. Фото Reuters.
Минувший год запомнился странной датой – 1020-летием Крещения Руси, которое с помпой отметили в Украине, немного в Белоруссии и почти совсем не отметили в самой России. Желая повысить статус мероприятия, президент Виктор Ющенко пригласил на торжества Московского и Константинопольского Патриархов. Под предлогом юбилея готовилось провозглашение в Украине единой Поместной церкви путем принятия Константинополем в свою юрисдикцию Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной православной церкви (УАПЦ), не признанных РПЦ. Ранее подобный сценарий разыгрывался в Эстонии: в 1996 году Константинополь принял в свою юрисдикцию не признанную Московским Патриархатом Эстонскую апостольскую православную церковь (ЭАПЦ), что вызвало разрыв взаимоотношений с Москвой на несколько лет.
Казалось, последствия киевского праздника могут быть любыми – вплоть до раскола в мировом православии! Однако этого не произошло. Патриарх Варфоломей прилетел в украинскую столицу первым и был принят президентом Виктором Ющенко на государственном уровне. 26 июля они вместе выступили перед народом на Софийской площади. Затем в Киев прибыл Патриарх Алексий II. Из политиков в аэропорту его встретил только лидер Партии регионов Виктор Янукович. Московский Патриарх сразу же направился в Киево-Печерскую лавру, где к тому времени приветствовать его собрались толпы людей.
Встреча двух Патриархов состоялась на следующий день, 27 июля. С утра они совершили совместную литургию на Владимирской горке под открытым небом, а затем провели переговоры в Киево-Печерской лавре. Борьба Патриархатов приняла более дипломатичные формы. Во всяком случае митрополит Кирилл заявил журналистам, что «это была действительно встреча братьев, а не двух конкурирующих фирм».
Патриарх Варфоломей покинул Украину, не пообещав президенту Ющенко ничего конкретного в плане создания Поместной церкви. Однако он дал понять, что этот вопрос будет обсуждаться на Всеправославном совещании в Стамбуле, куда был приглашен и Московский Патриарх. Алексий II приглашение принял.
Готовясь к продолжению диалога по Украине, русская делегация привезла в Стамбул документ, составленный как обращение ко всей полноте мирового православия и содержащий основные условия преодоления украинского раскола с точки зрения Московского Патриархата. Однако Константинополь на этот раз проявил больше внимания к эстонской проблематике, пригласив на Всеправославное совещание главу ЭАПЦ митрополита Стефана (Харалампидиса). Ожидали этого в Москве или нет, но русской делегации пришлось участвовать вместе с делегатами из Эстонии не только в конференции, но и в совместном богослужении. Хотя митрополит Кирилл и призвал «не рассматривать это как прецедент», серьезный промах дипломатии РПЦ был налицо. Роль Третьего Рима ей сыграть не удалось.