0
2018
Газета Наука Интернет-версия

09.11.2005 00:00:00

Нечеловеческие гонки

Тэги: фольксвагентуарег, darpa, гонки, робот


фольксваген-туарег, darpa, гонки, робот Победитель гонки внедорожник 'Фольксваген-Туарег' из Стенфордского университета.

Рано утром 8 октября 2005 года в пустыне Мохаве (штат Невада), неподалеку от городка Примм, на старт вторых гонок «Большой кубок DARPA» вышли 23 претендента на победу. Их отобрали по результатам полуфинала, где участвовали 43 команды, в свою очередь, попавшие в полуфиналы из числа 195 первоначальных участников. Победитель этой уникальной гонки теперь займет почетное место в музее автомобильного концерна «Фольксваген».

Дело в том, что первое место в гонке, пройдя 211,8 км за 6 часов 53 минуты 58 секунд, занял внедорожник именно этой фирмы – «Туарег». Две с лишним сотни километров под палящим солнцем, осыпающиеся каменистые склоны, редкие кустики, пыль... Запутанный маршрут и два миллиона долларов победителю. Достойные условия для кого угодно.

Что ж так медленно ехал победитель: 30 км/час – это же просто смешно, скажете вы?

Уникальность ситуации в том, что в машинах не было водителей...

Точнее, водителем был компьютер, а еще точнее – несколько компьютеров. Это были вторые гонки автомобилей-роботов. В отличие от гонок прошлого года, в которых до финиша не доехал ни один автомобилей из 15 стартовавших (а лучший – проехал всего 11 километров), в этом году финишную черту пересекли пять машин.

Автомобили-роботы двигались совершенно самостоятельно без какого-либо вмешательства людей (даже по радио). По условиям соревнований за два часа до старта команды получали CD с маршрутом, который вводили в электронные мозги автомобилей-роботов. Важно подчеркнуть, что маршрут означал лишь общее направление, а с преодолением ям, скал, косогоров и всего прочего компьютер и машина должны были справляться самостоятельно. Вдобавок организаторами на трассе были разбросаны и искусственные препятствия.

Главным преимуществом новых машин, которое позволило им добраться до финиша, было «компьютерное зрение», точнее – существенное улучшение этого зрения. Кто-то скажет – баловство! Но вот несколько цифр: 24,3% автокатастроф в США происходят из-за простой невнимательности водителей, а 40% – из-за невнимательности, вызванной алкогольным опьянением. Если на каждую машину установить лазер, видеокамеру и компьютер, то вполне может быть, что удастся спасти больше молодых жизней, чем сегодня гибнут от рака!

Прежде конструкторы пытались построить компьютерное зрение на основе радаров или аналогичных систем, использующих отражение света, но с их помощью автомобиль мог замечать только самые крупные препятствия и никак не мог определить, где он едет. Опыт показал, что для решения этой проблемы необходимы видеокамеры, изображение с которых будет считываться и анализироваться в реальном времени.

Участвовали в гонках роботы и попроще. Источник: www.livescience.com Уже несколько лет назад разработчики программного обеспечения из корпорации Intel объявили о выпуске пакета исходных кодов программ для реализации стереоскопического компьютерного «зрения», вошедших в библиотеку Open Source Computer Vision Library (OpenCV). Особенно приятно отметить, что алгоритмы, реализованные в OpenCV, были созданы в Центре разработки корпорации Intel в Нижнем Новгороде. Эти алгоритмы были позднее использованы в технологии IPP (Intel╝Performance Primitives), разработанной в научно-исследовательских центрах Intel в Сарове и Нижнем Новгороде. И, наконец, программное обеспечение для автомобилей-роботов было создано с использованием Intel IPP и Intel Compilers. А компиляторы Intel создаются с участием российских специалистов, работающих в научно-исследовательских центрах Intel в Москве, Новосибирске и Сарове.

Рост быстродействия процессоров, снижение цен на видеокамеры и десятикратный рост пропускной способности захвата видео, например благодаря технологии USB2, создают возможность для выполнения алгоритмов компьютерного «зрения» в реальном времени на стандартных ПК.

Компьютерное зрение робота строится на сочетании сразу нескольких «органов зрения»: в процессоры современных компьютеров-водителей поступает информация не только с нескольких видеокамер, но и с нескольких лазерных дальномеров. Лазеры мгновенно определяют расстояние до более или менее крупных предметов на пути движения машины, и потом эти сведения используются при восстановлении картинки с видеокамер.

Координаты при движении автомобилей-роботов определялись с помощью GPS-приемников, окружающая обстановка обследовалась лазерными дальномерами, радарами, стереокамерами и системой монокулярного зрения. Информация о текущем положении сверялась с цифровой картой. У победителя это происходило в среднем 10 раз в секунду, а пиковые показатели достигали 100 раз – это самый высокий результат среди участников гонки, может быть, именно он и сыграл решающую роль в достижении победы.

Первые три места в этом испытании заняли автомобили-роботы, которых через труднопроходимую местность к победе вели компьютеры на базе процессоров Intel╝Pentium╝M и Intel╝Itanium╝2. После неудачного завершения первой гонки автомобилей-роботов в прошлом году инженеры Intel продолжили активно работать с командами из Стенфорда и из университета Карнеги–Меллона. В результате им удалось разработать компактные PCI-системы с невысоким энергопотреблением и высокой прочностью, которые и были установлены на трех машинах-победителях.

Ставший победителем гонки внедорожник «Фольксваген-Туарег» (из Стенфордского университета) и показавший второй результат автомобиль Sandstorm (из университета Карнеги–Меллона) использовали оптимизирующие библиотеки (IPP) и OpenCV. Именно эти библиотеки помогли обеим машинам преодолеть всю трассу. Члены команды Стенфорда отмечали, что они получили прирост производительности в 50% после перевода своего компьютерного кода на компиляторы Intel.

В бортовой системе лидера было задействовано шесть процессоров Pentium M с частотой 1,6 ГГц. Специальное внимание было уделено энергопотреблению, поскольку компьютеры питались от двигателя автомобиля. Пиковое потребление электроэнергии всеми компьютерами достигало 450 ватт.

«Фольксваген-Туарег» прошел дистанцию за 6 часов 53 минуты. На 11 минут от него отстал «Хаммер» SandStorm, а третьим призером стал «H1ghlander» (также автомобиль из университета Карнеги–Меллона, построенный на основе «Хаммера»), его время – 7 часов и 14 минут. Спустя 16 минут после финиша «H1ghlander’а» четвертой финишировала машина Gray Bot компании Gray Insurance, разработанная на основе автомобиля Ford Escape. Пятым стал 16-тонный грузовик-робот TerraMax, который построила американская корпорация Oshkosh Truck, специализирующаяся на военных грузовиках, пожарных машинах и подобной спецтехнике. Он прошел весь маршрут, но не уложился в требуемые 10 часов – проехал трассу за 12 часов 51 минуту. Еще несколько машин сошли с дистанции на середине пути, а большая часть их не смогла преодолеть и первую его четверть.

Интересно, когда автомобили-роботы смогут участвовать в гонках «Формулы-1» и какие процессоры для этого потребуются?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1539
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3955
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2194
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2471

Другие новости