10.01.2007 00:00:00

Марс истекает соленой жидкостью

Тэги: марс, канавы, вода, жидкость

марс, канавы, вода, жидкость Две фотографии склона марсианского кратера, сделанные с интервалом в пять лет. На последней отчетливо видна «канава» (gully), образованная, как предполагают специалисты NASA, проступившей из недр планеты водой.
Источник: фото с официального сайта Jet Propulsion Laboratory

По Марсу до сих пор течет вода – только не по каналам, как думали в XIX веке, а по канавам. Так что хотя бы в принципе, по мнению оптимистов, там все-таки может быть жизнь. Это – одна из последних сенсаций орбитального корабля Mars Global Surveyor (MGS), связь с которым недавно была утеряна.

Эти канавы (рвы, ложбины) во множестве испещряют стенки кратеров, появившихся на поверхности Марса от ударов крупных астероидов, они были обнаружены еще в 1999 году. Происхождение их оставалось загадкой, высказывались, в частности, предположения, что они оставлены водяными потоками, но на первом месте стояли другие версии – что это следы лавин из замерзшей двуокиси углерода или пылевых рек. Не было также ясно, когда в последний раз по ним протекало то, что протекало, – это могло случиться и сотни тысяч лет назад.

Последние снимки двух таких канав показали, что это происходит и в наше время, на наших глазах. Как сообщил в декабре журнал Science, в этих канавах была обнаружена┘ как бы это сказать┘ субстанция, которая прежде, если судить по более ранним снимкам, сделанным несколько лет назад, в них отсутствовала. По мнению команды исследователей, управляющих камерой «Марс Орбитер», установленной на MGS, судя по светлому цвету субстанции, это может быть только вода, потому что пыль на Марсе темная.

Они считают, что эта вода просачивается наружу из водоносных слоев в объеме, примерно равном 5–10 плавательным бассейнам. Конечно, при марсианских морозах она тут же замерзает, но не вся – получается что-то вроде ледяной «теплозащитной» трубы, по которой медленно густеющая масса быстро устремляется вниз по уже давным-давно проторенному руслу, успев «пролиться» на несколько сотен метров. Впоследствии температура делает свое дело, вода полностью превращается в лед, который из-за разреженной атмосферы испаряется. Все это происходит довольно быстро. Однако водяные пары, поднимающиеся из глубины, могут раз за разом покрывать поверхность светлым инеем, который может продержаться достаточно долго для того, чтобы космический орбитальный аппарат мог его заметить.

«Это может быть раствор кислоты, это может быть очень соленая вода, это может быть вода, содержащая все виды пород, говорит один из авторов статьи в Science Кеннет Эджет, – но аш-два-о там непременно должна присутствовать».

Разумеется, это все-таки больше предположения, чем факты. Сами авторы «водяной» версии признают, что случайные свидетельства, ими обнаруженные, еще не являются доказательством. Они считают, что их открытие поднимает много вопросов, в частности, вопросов об источнике воды, ее количестве и о том, можно ли будет использовать ее как ресурс в будущих марсианских экспедициях.

Находка выходящей на поверхность воды снова возбудила надежды найти на Красной планете жизнь. Фил Кристенсен, один из членов команды MGS, заявляет: «Мы нашли на Марсе те места, куда можно запустить земные формы жизни из тех, что живут в снегу или водоносных слоях, и они там выживут».

Однако если о марсианских бактериях можно еще спорить, то о более развитых формах жизни даже при наличии поверхностных вод мало кто пока говорит всерьез. По мнению Людмилы Засовой, руководителя лаборатории в отделе физики планет и малых тел Солнечной системы Института космических исследований РАН считает, что условий для этого на Марсе нет.

«Такие условия были на Марсе четыре миллиарда лет назад, когда он был теплый, имел атмосферу и океаны, – подчеркнула она в беседе с корреспондентом «НГ». – Но Марс – маленькая планета, поэтому атмосфера улетучилась, необязательно в результате катастрофы, а просто эволюционно, и жизнь, даже если она и была, прекратилась. Конечно, сейчас есть гипотезы о том, что иногда Марс «теплеет», но эти теплые периоды все равно слишком малы, они совершенно недостаточны для зарождения жизни. Так что яблони на Марсе цвести не будут».