26.12.2007 00:00:00

Стволовые раковые

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института нейрохирургии РАМН.

Тэги: генетика, онкология, стволовые клетки, рак

Несомненно, крупнейшим открытием уходящего 2007 года стало выделение и генетическая характеристика стволовых клеток раковых опухолей. Эти, как и другие стволовые клетки, – неиссякаемый источник опухолевого роста. Кстати, они же – причина так называемой раковой резистентности, то есть устойчивости к облучению и химиотерапевтическому лечению.

Знаменитый русский ученый Илья Мечников в духе своего времени считал, что рак вызывается «мельчайшими вирусами», которые невозможно увидеть в самый мощный тогдашний микроскоп. Вирусы раковые действительно были открыты. Но оказалось, что не они являются причиной злокачественного перерождения клеток, а переносимые ими мутантные гены человека и животных. Так были открыты «раковые», или онкогены, и четверть века тому назад онкологам казалось, что победа над раком близка.

За эти годы были открыты самые разнообразные молекулярные механизмы ракового роста, но мечты найти лекарство или метод борьбы с онкологическими заболеваниями во многом остаются иллюзорными. Вот почему такие надежды возлагаются на стволовые клетки.

Стволовые клетки «неуловимы» для имеющихся способов лечения в силу их «сонного» состояния, отвечающего их биологии. Невозможно удалить все «спящие» клетки опухоли при хирургическом вмешательстве. Их также не затрагивает лучевая терапия и химиотерапевтические средства, поскольку они направлены на подавление активно делящихся клеток. Стволовые же клетки, получившие сигнал о возникшем клеточном «дефиците», начинают бурно делиться и довольно быстро восполняют его.

К настоящему моменту охарактеризованы генетические «метки» (маркеры) лишь небольшого числа стволовых раковых клеток. Так, «зародышевые» клетки опухолей рака груди являются самыми настоящими «промоутерами» метастазов. Учеными университета г. Оулу определен маркер опухолей молочной железы у устойчиво поражаемых членов финской семьи, а в Венском биоцентре нашли ген конверсии клеток-предшественников, деление которых приводит к развитию агрессивной лимфомы.

В середине этого года были охарактеризованы два гена, отличающие стволовые клетки «злой» опухоли мозга, которая называется глиобластома. Это позволило количественно определить число стволовых клеток, способных давать опухоль. Оказалось, что в среднем одна опухолевая стволовая клетка приходится на менее чем на 50 тыс. других клеток мозга!

Еще более показательным стало выделение стволовых клеток рака кишечника, которые после специальной окраски одного-единственного гена стали буквально сиять в глубине складок слизистой кишки золотым и зеленым светом.

Пока, к сожалению, эти новые открытия имеют лишь «доказательную» диагностическую силу, но есть надежда, что в скором времени ученые и врачи смогут использовать полученную информацию по назначению, и она приведет к разработке новых методов эффективного лечения рака.