22.09.2010 00:00:00

Пузыри в небе

Тэги: вселенная, космос

вселенная, космос Данные с космического рентгеновского телескопа "Чандра" позволили реконструировать многие детали рождения плазменных пузырей.
Источник: science.psu.edu

Наша Вселенная – гигантский и до сих пор раздувающийся пузырь-«бабл» (bubble), расширение которого в пространстве называют экспансией. А до этого расширения, сразу после Большого Взрыва, был краткий, по космическим масштабам, миг инфляции, смысл названия которой тоже всем понятен.

Космос со своими масштабами хорош тем, что в его пространственно-временных рамках, по мнению ученых, возможны феномены, или события с нулевой вероятностью. Никто ведь в свое время не надеялся обнаружить в его глубинах пульсары и квазары, гамма-всплески и слияние галактик, в котором рождаются молодые звезды, аккреционные диски и черные дыры. Известно, что дыры, обладая невообразимой гравитационной мощью, засасывают в себя, как в гигантскую воронку, находящуюся поблизости материю, струи которой вовлекаются в космический «водоворот» по спирали. Этот процесс носит название аккреции, или «собирания» (недаром обратный процесс выделения называется «секреция»), в ходе которого спирально искривленные потоки материи испускают рентгеновские лучи.

О масштабах космических процессов можно судить по энергии рентгеновской светимости, достигающей 10 в 40-й степени эрг/сек! И это черные дыры «весом» менее 100 солнечных масс, которые находятся вне активных ядер галактик. Сотрудники Страсбургского университета и Университетского колледжа Лондона cконцентрировали свое внимание на туманности S26, находящейся в пределах близлежащей галактики в созвездии Лебедя (NGC – Nebula Galaxy Cygnus). В наличии туманности не было ничего удивительного, поскольку аккреционные диски довольно часто окружены облаками ионизированного газа, образующегося в результате мощных ударных волн. Открытием было то, что черная дыра имеет два «джета» (jet) – две струи, вырывающиеся из нее в строго противоположных направлениях.

Ученых поразили масштаб «бабла» перегретой плазмы, инфляция-«вздувание» которого с помощью джетов достигает 300 парсек, или почти тысячи световых лет, а также то, что мощность светимости джетов в 10 тысяч раз больше рентгеновского излучения ядра галактики. Исследователи полагают, что им впервые удалось столкнуться с самым настоящим микроквазаром, расходующим большую часть своей энергии излучения в виде перегретых частиц, а не релятивистских электронов.

Новое открытие в глубинах космоса сделано с помощью относительно молодого рентгеновского телескопа «Чандра» (Сhandra), запущенного на орбиту именно для поиска рентгеновских источников и недавно обнаруженных еще более мощных всплесков гамма-излучения (GRB – Gamma-Ray Bursts). Наблюдения за подобными космическими объектами и изучение их феноменологии поведения позволят более глубоко понять принципы небесной механики, начинавшейся с наблюдения с помощью наземных телескопов за «холодными» звездами и совсем уж «заледеневшими» планетами. Лишь в ХХ веке исследования в инфракрасном, а затем и микроволновом диапазонах позволили ученым сформулировать такие основополагающие гипотезы, как Большой Взрыв и последовавшее за ним расширение Вселенной, которые сегодня давно перешли в разряд активно «тестируемых» с помощью орбитальных и иных зондов теорий.