12.10.2011 00:00:00

Рецепт графа Дракулы

Тэги: стресс, клетки

стресс, клетки Гиппокамп, или извилина морского конька, лежит на основании височной доли.
Фото с сайта pubs.niaaa.nih.gov

Авторитетный научный журнал Nature поместил на своих страницах статью, согласно которой нейрогенез во взрослом гиппокампе является естественным буфером стресса и развивающегося на его фоне депрессивного поведения-настроения.

Попытаемся перевести последнее на обычный язык. Гиппокамп, или извилина морского конька, лежит на основании височной доли. Считается, что ее клетки – хранилище памяти, особенно рабочей, или кратковременной. Они имеют обширные связи с отделами мозга, отвечающими за эмоции и переживания, чувства удовольствия и наслаждения. В зоне его влияния лежащий в глубине мозга гипоталамус – средоточие наших основных инстинктов. А нейрогенез – это образование новых нервных клеток из стволовых, что происходит в упомянутом гиппокампе. Молодые клетки действительно являются заслоном на пути развития стрессовых переживаний и глубокого депрессивного состояния.

Известно, что стрессовые гормоны (кортизол и глюкокортикоиды) вырабатываются корой (соrtex) надпочечников, откуда и их название. Нейроны извилины морского конька имеют на своей поверхности повышенное количество белковых рецепторов для улавливания молекул глюкокортикоидов. К сожалению, последние попросту «убивают» нервные клетки гиппокампа, в результате чего у лабораторных мышей, например, развивается стресс. А это ведет к повышенной обеспокоенности и депрессии. Все это сопровождается когнитивными нарушениями, проявляющимися в неспособности запоминать и учиться новому.

Чуть раньше были опубликованы данные, раскрывающие механизм повреждения генов под действием стресса. На поверхности нервных клеток имеются специальные рецепторы, на которые врачи действуют блокаторами, избавляя людей от мучений при заболеваниях сердца, язвы желудка и разного рода аллергиях. Избыточные количества адреналина приводят к разрушению хорошо известного онкологам белка р53 (массой 53 тысячи единиц), считающегося «охранителем генома». Однако этого не происходит при отключении гена белка арестина, останавливающего клеточное деление при повреждении ДНК (например при воздействии ультрафиолета солнечного света). Отсутствие арестина стабилизирует р53 и его благотворное действие на ДНК.

Нервные клетки находятся под охраной белка FMRP, мутация в гене которого приводит к «отламыванию» конца женской половой хромосомы Х («икс»), следствием чего становится нарушение умственного развития. Сотрудники роттердамского университета Эразма, а также техасского в Далласе выключили ген белка в нервных стволовых клетках мышей, что также нарушило образование нейронов в гиппокампе (дефицит нейрогенеза) и обучение животных. Восстановление работы гена привело к обретению способности к обучению. Ученые пришли к выводу, что отставание умственного развития детей, наблюдаемое при фрагментарности хромосомы Х, может быть связано с нехваткой нервных стволовых клеток.

Граф Дракула из далекой Трансильвании, по всей видимости, недаром пил кровь юных девушек. Еще в те далекие времена люди верили, что эта «процедура» способствует омолаживанию дряхлеющего организма. Это отчасти доказано опытами, проведенными в Стэнфордском университете.

Там с помощью микрохирургии соединили системы кровоснабжения юной трехмесячной мыши и двухлетней (животные этого вида начинают размножаться в два месяца и живут в лабораторных условиях до двух с половиной лет). Ученые считают, что кровь в одном из мест может «пробивать» мозговой барьер (гемато-энцефалический барьер – ГЭБ), в результате чего нервные стволовые клетки гиппокампа получают «подпитку». Однако последствия проведенной операции были улицей с двусторонним движением: с одной стороны, старые животные получили своеобразный boost, в результате которого число новых клеток подскочило с 400 до тысячи, а у юных сократилось на четверть.

Как бы там ни было, ученые полагают, что со временем это поможет лечению нейродегенеративных заболеваний – паркинсонизма, болезни Альцгеймера, – при которых наблюдается нейродефицит, или невосполнимая утеря нервных клеток..