0
1120
Газета Общество Интернет-версия

21.05.2008 00:00:00

Демократия от Бога

Тэги: иран, энергетика, демократия


Внимание всего мира приковано к Ирану в связи с его ядерной программой. Однако амбиции Ирана в области энергетики тесно связаны с претензиями этого государства на лидерство в региональном, а в некотором смысле даже в мировом масштабе, что, в свою очередь, объясняется особенностями государственного устройства Исламской Республики. Политическое и духовное руководство этой страны откровенно заявляет об идеологической экспансии принципов революции 1979 года по крайней мере в масштабах Ближневосточного региона. Пропагандирует свои ценности Иран и в России, особенно в мусульманских республиках, хотя и соблюдая при этом строгий политес. О связи исламских ценностей и политики корреспондент «НГР» расспросил руководителя Культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран (ИРИ) доктора Абузара Эбрахими.

– Господин Эбрахими, какое содействие оказывает Культурное представительство при посольстве ИРИ исламскому просвещению россиян как на базе самого представительства, так и в отношении поддержки российских образовательных учреждений?

– Наше Культурное представительство ведет свою деятельность на основании двустороннего соглашения в области культуры между двумя странами. Я здесь работаю недавно, но уже успел убедиться, что правительство России создало все условия для развития мусульманского образования и культуры в стране. Я познакомился с работой Московского исламского университета, высоко оцениваю работу этого образовательного учреждения и вижу хорошие перспективы для развития. Мы взаимодействуем и с мусульманскими религиозными организациями, в первую очередь с Советом муфтиев России. Иногда мы проводим совместные мероприятия, например конкурс чтецов Корана. На мой взгляд, мусульманские организации в России очень хорошо ведут свою деятельность. Но в компетенцию Культурного представительства не входит вмешиваться в работу религиозных организаций.

В Культурном представительстве есть библиотека исламской и иранской литературы, двери которой открыты для всех желающих. Но изучение и преподавание Корана в нашем центре не ведется.

– Недостаточно высокий уровень мусульманского богословского образования вынуждает студентов из России выезжать для продолжения обучения в арабские страны, например в Египет. Имеется ли возможность для россиян получить академические знания в области исламского богословия на базе высших учебных заведений Ирана?

– В Иране в городе Кум существует университет Джамиат-уль-Мустафа, раньше называвшееся Всемирным центром исламоведения. Желающие приобрести знания в области исламских наук со всего мира обращаются в этот университет и приезжают учиться. Сейчас там обучаются около двух тысяч иностранных студентов. У меня точной информации нет, но могут быть среди студентов и российские граждане. Студенты из Узбекистана и Казахстана точно там учатся.

Студенты Джамиат-уль-Мустафа обучаются на факультетах исламской философии, исламской юриспруденции, арабского языка и литературы. Послы разных стран имеют возможность регулярно посещать это учебное заведение, на месте ознакомиться с тем, как ведется преподавание.

В основном в этом учебном заведении получают образование мусульмане, но это не обязательное условие, поступить могут все желающие. Среди студентов последователи разных направлений ислама, и им не навязывают шиитскую точку зрения. В Джамиат-уль-Мустафа в основном преподаются общие для мусульман всех направлений предметы: например, корановедение, исламская философия.

Выпускникам Министерством науки и образования Ирана выдается диплом. Предусмотрено получение докторской степени. Некоторое время назад диплом этого университета официально признали в других странах, например в Университете Аль-Азхар в Египте. Выпускник не обязан работать на религиозном поприще. Никто не заставляет его быть имам-хатыбом. Он может работать в государственном учреждении.

– Власти ИРИ определяют общественный строй в стране как исламскую демократию, противопоставляя ее общепринятой либеральной демократии. Могли бы вы пояснить, как догмы ислама обеспечивают функционирование общественного строя, основанного на свободном политическом волеизъявлении граждан? Какие ограничения накладывает на население ИРИ исламский характер государства?

– В исламском вероучении роль самого общества и народа очень высока в политике, в управлении государством. Правительство ИРИ уделяет большое внимание предложениям и видению ситуации широкими народными массами. После революции 1979 года в Иране состоялось около 30 общенародных выборных кампаний различного уровня. Сам исламский строй – результат выбора народа. То, что произошло в Иране в 1979 году, – это результат воли и желания самого народа, чтобы Иран был исламским. 98% населения высказались за установление Исламской Республики. Это, по-моему, апогей демократии. Именно находясь в апогее ненависти к шахскому режиму, народ выбрал исламский путь.

Я убежден в том, что в сегодняшнем мире абсолютной свободы не существует. Люди свободны до того предела, пока это не ограничивает свободу окружающих. У свободы есть три ограничения. Во-первых, моральные нормы, принятые в обществе. Если кто-то почувствует, что может в области морали противостоять целому обществу, никакое государство его не поддержит. Второе – дисциплина. Обществу необходима дисциплина для развития. Третье – закон. Все свободны, пока не нарушают законы, религиозные и государственные. Закон – как Божеский, так и человеческий – достоин уважения. Ислам – высший закон Всевышнего. Нельзя относиться с неуважением к этому закону.

– В нашей стране, где религия отделена от государства, принято считать, что свобода совести подразумевает не только защиту прав последователей различных вероисповеданий, но и атеистов. Защищены ли права неверующих в Иране, законы которого зиждятся на религиозных установлениях?

– Вот я, например, мусульманин, но, приехав в Россию, должен полностью соблюдать законы РФ. Поэтому христианин тоже должен соблюдать законы Исламской Республики. То же самое касается представителей других религий и атеистов. У каждого человека есть свои убеждения, свое вероисповедание. Но это не дает права игнорировать законы ИРИ.

– Может ли атеист публично заявить о своих сомнениях в истинности религиозных установлений?

– Человек может публично заявить о своих убеждениях, о том, что он не мусульманин, в том числе атеист. Никому не предъявляют претензий: почему ты не соблюдаешь пост в Рамадан? Человек может не соблюдать пост у себя дома. В Рамадан даже работают некоторые рестораны. Но подавляющее большинство иранцев соблюдают ограничения в священный месяц, и поэтому публичное, нарочитое нарушение на глазах у всех станет аморальным поступком. Но это не будет нарушением закона. Даже те, кому врач по состоянию здоровья разрешает принимать пищу в этот месяц, могут дома перекусить, но стараются не делать этого на людях.

– Каким образом вписаны в исламскую демократию немусульманские общины страны, по каким нормам они живут?

– Законы Исламской Республики надежно защищают права всех немусульманских общин. Они наделены правом преподавать в своих школах принципы той религии, последователями которой они являются. Им никто не навязывает уроки ислама. Церкви и синагоги в Иране можно посещать свободно. Никаких ограничений при приеме на работу в госструктуры для представителей немусульманских общин не существует. У них даже есть свои спортивные команды, периодические издания. В иранском Маджлисе зарезервированы места для религиозных меньшинств. По крайней мере во времена шаха Реза Пехлеви не было такого представительства религиозных меньшинств в законодательных органах власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
254
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1267
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1795
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1293

Другие новости