0
3006
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.12.2000 00:00:00

Эссе на банно-саунную тему

Тэги: баня, сауна, Россия, Финляндия


Видит Бог, я долго терпел!

Я терпел, когда вместе со своим старшим коллегой Ю.С. Дерябиным и делегацией финского МИДа в конце 70-х в Суздале, придя в баню в только что отстроенном суперсовременном мотеле, увидел на банной двери написанное большими медными буквами слово "сауна", а открыв дверь, нашел стоящего в предбаннике громадного, косая сажень в плечах, татарина-банщика, который держал на ладони поднос с водкой.

Я терпел и терпеливо переводил в Ульяновске старому мудрому У.К. Кекконену разъяснения прапорщика из "девятки" (служба охраны), что сидит он, старый Кекконен, вместе с молодым переводчиком в финской бане - сауне, а в ней воду на камин подбрасывать нельзя. Объяснения эти давались в ответ на просьбу президента принести шайку с водой. Я терпел и только переводил, когда на вопрос с лукавыми искорками в глазах У.К. Кекконена: "А я кто?" прапорщик, выпучив глаза и понимая, что во что-то влип, отвечал: "Вы - финский президент, господин Кекконен".

Я терпел, когда, читая серьезные и почти серьезные статьи и исследования на банную тему, узнавал, что сауна, то есть финская баня, - это баня сухого пара, что и отличает ее от русской - влажной, мокрой и т.п..

Я терпел, но все время говорил себе, что надо выступить с каким-нибудь материалом, статьей, может быть, даже в самой газете "Правда", чтобы прочитали все эти "малограмотные" и поняли, что слово "сауна" переводится на русский как "баня", а по-японски это "офуро", или "термы" в римском варианте, даже больше: сауна - это именно парная баня, один в один с русской. Но статьи не писал, терпел. А может быть, это было и не терпение, а моя простая русская лень?!

Но вот свершилось! Теперь мое терпение кончилось, или, более того, эта девушка с телеканала НТВ смогла победить даже мою лень. Под "этой девушкой" я имею в виду женщину-репортера НТВ, фамилию которой я, к сожалению, не запомнил, но которая в утренних десятичасовых новостях канала НТВ 14 октября с.г., рассказывая о Бахчисарайском дворце в Крыму, о новых исследованиях, которые там проводятся, и показывая территорию, где располагались дворцы ханских жен, сказала: "Тут были бассейн, баня, сауна". Этого я вынести уже не мог. Хотя почти привык за долгие годы к смеси "французского с нижегородским" в отношении бани, почти привык к издевательствам журналистов и дикторов-новоделов из наших современных СМИ над русским языком, но при чем здесь хан крымских татар, его жена и sauna, понять не смог. Ну хотя бы хамам или хаммом, что-нибудь тюрко-персидское - это было бы объяснимо. Но парная баня, да еще на финском языке в хоромах крымчака - ну не смог я этого вытерпеть.

Баня для меня - культовое место с детства. Мой дед по отцу родом из деревни Казинка Скопинского уезда Рязанской области приучил меня к бане там же, на Рязанщине, так рано, сколько я себя помню. Учил всем премудростям - как поддавать пар, вязать веники. Когда сгорела собственная баня (а по финской, кстати, статистике бани по-черному горят в среднем раз в 8 лет, а по-белому - раз в 12), стал водить в общественные, городские и приучать к их своеобразной культуре. Позднее баня оказалась спутницей спорта, которым я занимался. Затем в студенческие времена мне стали интересны ее история и этимология, а потом Бог ссудил мне 13,5 лет проработать в той самой Финляндии, откуда мы сегодня позаимствовали слово "сауна", близко познакомиться с тамошней банной культурой, ее историей, стать даже в 1984 году первым иностранным членом Финляндского банного общества.

Все бани можно разделить на две категории - на сухие и на влажные по принципу и технологии добывания в них пара. Собственно, деление это появилось с зарождением бань. Человек, как представляется, набрел на идею бани методом тыка, методом проб и ошибок. Можно только предполагать, что в одном случае, где были горячие источники, первобытный человек довольно быстро понял их пользу и стал принимать эти горячие водяные бани (влажные), а впоследствии и нагревать воду для них сам.

В другом случае, где-нибудь, скажем, на русском Севере, наши пращуры или те, кто жил до них на этих землях, опрокидывая случайно чан с водой на костер в чуме (как вариант - дождь через дымоход), поняли прелесть и лечебные свойства сухого пара, то есть воды, испарившейся без остатка, и стали строить рубленые баньки, раскалять в них камни и подбрасывать воду специально. Позднее у нашего народа такая баня стала культовым явлением и заняла огромное место в жизни людей. В ней портили девок, зачинали детей, в ней человек приходил в этот мир, в нее он захаживал в лечебных и гигиенических целях и для удовольствия, из нее, обмыв, его уносили в последний путь.

На каком-то этапе уже современный человек в восторге от водопровода и белой ванны в своей квартире попытался уйти от бани. Это происходило, кстати, почти одновременно и в советской России, и в капиталистической Финляндии. Но она, баня, не отпустила, удержала и сделала так, что человек стал ее почитателем на новом сознательном уровне.

Что же касается русской и финской бань, то они не просто сестры, как это пишут у нас в некоторых наиболее "продвинутых" материалах, - это просто одна и та же баня, построенная по единому принципу. Это рубленая изба или землянка, в которой есть печь, где раскаляются камни, на которые затем подбрасывается вода, создавая таким образом парное помещение. И не надо придумывать, что финская баня суше, а русская - влажнее. Влажность - вопрос вкуса того, кто парится, вопрос технологии, по которой построена печка: дровяная, торфяная, угольная, газовая или самая современная - электрическая. Сухость, кстати, зависит даже от дров.

И в России, и в Финляндии есть баня по-черному (соответственно savu sauna), при этом никто у нас почему-то не говорит: "сауна по-черному". Кстати, большинство финнов, любящих баню, знают и это наше русское слово, но пишут у себя название бани по-фински. Интересно, что даже название одного из самых серьезных исследований на банную тему энциклопедического труда финского профессора И.Вахруса, написанное, между прочим, по-немецки, звучит так: "История и фольклор великорусской сауны" (Хельсинки, 1966).

Бессмысленно сегодня пытаться указать, какой народ первым придумал баню. Баня, в том числе и ее русский вариант, старше существующих ныне народов и национальностей. Наша баня в равной степени принадлежит русским и финнам, коми-зырянам, эстонцам, латышам и татарам. Ее место в культуре и истории этих народов равновелико. Бесспорно только, что в отличие от Европы, по крайней мере дважды воевавшей с банями и запрещавшей их то по религиозным, то по эстетическим причинам, история русской бани не прерывалась никогда. Как отголосок европейских банных войн Екатерина Великая, попарившись в московских банях, лишь ввела банные разряды для общественных бань - мужской и женский. В частных же банях люди по-прежнему парились вместе без различия полов.

Интересно, правда, что раскопки на территории первой финской столицы г. Турку (Або) показали, что в XII-XIII веках в этом городе бани были только на территории колонии новгородских купцов, да и вообще западная Финляндия подружилась с баней в основном после последней войны, в отличие от восточной части страны, в особенности от финской Карелии. Да и культура банного веника там, на Западе, намного слабее.

Зато финнам надо, безусловно, поклониться за внедрение электрической печки для бани. По всей видимости, впервые электрическая печь была установлена в подвальной бане торгового кооператива в г. Ваза в 1938 году. Эта печка называлась "Метос". В 1945 году в Финляндии было начато серийное промышленное производство электрических печей. Впоследствии именно они, усовершенствованные и улучшенные, дали возможность доводить температуру в парной до 120-140╟, что сделало невозможным подбрасывание воды, но зато создало всемирную известность финской бане, а главное - позволило теперь строить бани в городском многоэтажном доме, в каждом подъезде и даже в каждой квартире. Сами же финны по-прежнему считают идеальной дровяную баньку в хорошем срубе из сухостойной кондовой сосны с температурой 60-90╟ с добрым паром и веником. А построить когда-то считавшуюся признаком бедности, а ныне ставшую последним банным писком баньку по-черному вообще может позволить себе только весьма состоятельный человек.

И у русских, и у финнов в бане часто вершились государственные дела. У нас, правда, эта традиция прервалась со смертью Петра I, финны же сохранили ее дольше. Четверговые банные заседания финского правительственного кабинета проходили до начала 80-х и прекратились лишь вместе с феминизацией правительства.

О бане, в том числе русской, ее истории и традициях можно рассуждать бесконечно долго. Но я не ставлю себе задачу проведения здесь какого-то исследования, благо у нас есть блестящие, в том числе популяризаторские, издания на эту тему, такие, как, например "Щедрый жар" Алексея Галицкого. Я лишь хотел обратить внимание на то, что называть великие достояния своей культуры лучше всего на своем языке. Утверждается, что грамматика и лексика любого языка "не есть просто инструмент для воспроизведения мысли. Напротив, она сама формирует мысль, является программой и руководством мыслительной деятельности... Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нам родным языком". Так что давайте баню называть баней, а не офуро или сауной, тем более если эта баня татарская. Приношу извинения читателю за эту банно-лексическую тираду, но надеюсь, что она принесет пользу сохранению и развитию и нашего родного языка, и банной культуры.

Возможно, прообразом устройства, на котором пытали грешников в аду, послужила самая обыкновенная баня. Придуманная еще нашими пращурами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
588
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
734
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
625
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
505

Другие новости