0
1135
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.07.2004 00:00:00

Хроника космической одиссеи

Александр Загорков

Об авторе: Александр Николаевич Загорков - начальник сектора по вопросам безопасности эксплуатации ракетно-космической техники ГК НПЦ им. М.В. Хруничева.

Тэги: сша, экспедиция, луна, армстронг


сша, экспедиция, луна, армстронг Нейл Армстронг: «Небольшой шаг для человека – огромный скачок для человечества».

Лунная программа США (программа «Аполлон») занимает особое место в истории выдающихся технических достижений. Решение о ее реализации принималось высшим руководством страны, и мотивы при этом были чисто политические.

В начале 1961 года Национальный комитет по космосу (консультативный орган при администрации США) рекомендовал президенту Кеннеди принять программу полета человека на Луну в качестве основного приоритета космической политики. Однако прогнозируемые затраты составляли огромную сумму (к началу 70-х годов на программу было затрачено 24 млрд. долл. в текущих ценах, или более 120 млрд. долл. в ценах нашего времени). В такой ситуации руководству США требовалась моральная поддержка со стороны общества.

25 мая 1961 года в послании Конгрессу и американскому народу президент Кеннеди объявил целью нации осуществление в текущем десятилетии пилотируемой экспедиции на Луну. Президент взял на себя ответственность за принятое решение. Конгресс выделил необходимые средства. Общественность имела право на информацию. Исключалась необоснованная засекреченность программы. Ее принципиальные технические решения, этапы и основные результаты были открыты для публики.

16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по Гринвичу с космодрома на мысе Кеннеди, штат Флорида, стартовал носитель «Сатурн-5» с космическим кораблем «Аполлон-11». В экипаж входили Нейл Армстронг (командир), Майкл Коллинз (пилот основного блока) и Эдвин Олдрин (пилот лунной кабины). Все астронавты были профессиональными летчиками (Армстронг и Олдрин участвовали в корейской войне) и имели опыт космических полетов.

Полет к Луне проходил без серьезных замечаний. Из трех запланированных коррекций траектории потребовалась только одна. На четвертые сутки Луна за иллюминаторами представлялась огромной полуосвещенной сферой, занимавшей большую часть неба.

В расчетное время с помощью маршевого двигателя основного блока «Аполлон-11» был переведен с межпланетной траектории на окололунную орбиту высотой 120 км. В течение двадцати часов совершался полет по этой орбите. Затем Центр управления в Хьюстоне дал разрешение на расстыковку. Оставшийся в отсеке экипажа Майкл Коллинз перевел тумблер в положение «Разделение», основной блок и лунная кабина разошлись. Психологически это был очень важный момент. Двое астронавтов остались в летящей автономно лунной кабине, не приспособленной для возвращения на Землю. Теперь любая нештатная ситуация, исключавшая возможность стыковки кабины с основным блоком, неминуемо имела бы катастрофические последствия.

Армстронг запустил программу бортового компьютера, и двигатель включился на торможение. До прогнозируемого прилунения оставалось чуть больше 12 минут.

На высоте 1 км стало понятно, что выбранные ориентиры остались позади, а несколько позже выяснилось, что компьютер направляет кабину в кратер диаметром около 200 м, заполненный камнями размером до 3 м. Экипаж перешел на полуавтоматический режим посадки: бортовой компьютер регулировал только вертикальную скорость, а горизонтальным движением и ориентацией кабины в пространстве Армстронг управлял вручную. Теперь выбор места посадки целиком зависел от профессионального мастерства командира.

С помощью ручных маневров Армстронг обеспечил перелет кабины через опасную зону с кратером и камнями. На завершающей стадии посадки струя двигателя подняла облако пыли высотой до 20 м, мешавшее визуальному наблюдению. С выключением двигателя пыль немедленно осела: на Луне из-за отсутствия атмосферы нет эффекта парения – микрочастицы пыли и тяжелые предметы падают на поверхность с одинаковой скоростью.

В момент прилунения частота пульса Армстронга составляла 156 ударов в минуту. Три минуты после посадки астронавты находились в состоянии непрерывной готовности к аварийному старту, если бы опоры шасси стали проваливаться глубоко в грунт или угол места оказался бы больше 30 градусов. Но кабина стояла устойчиво. Армстронг сообщил в Центр управления полетом о посадке. Было 20 часов 17 минут по Гринвичу, 20 июля 1969 года.

Спустя шесть часов астронавты надели скафандры и разгерметизировали взлетную ступень. Армстронг открыл люк, спустился на поверхность Луны и сделал первые шаги. В эфир он передал фразу: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества!»

На Луну доставили памятные медали погибших американских астронавтов Гриссома, Уайта и Чаффи и советских космонавтов – Гагарина и Комарова, а также капсулу с микрофильмированными посланиями глав 74 государств.

Через полчаса на поверхность спустился Олдрин. Он опробовал различные способы передвижения, Армстронг страховал. Продолжительность пребывания на поверхности Луны составила 2 часа. За это время астронавты отходили от кабины не дальше чем на 30 м.

Программа полета предусматривала пребывание экипажа на Луне в течение 22 часов. Из них 7 часов отводились для сна, и медики на Земле за этим следили. В кабине взлетной ступени отсутствовали кресла – во время полета астронавты фиксировались с помощью подвесной системы, а в период отдыха на Луне в кабине разворачивался гамак. Олдрин устроился на полу, Армстронг – в гамаке.

После сна стали готовиться в обратный полет. Взлет с Луны был отдельной проблемой. Посадочная ступень, с которой должны были стартовать астронавты, могла быть не очень устойчивой опорой – все зависело от рельефа местности под шасси. Поэтому американские инженеры решили непростую техническую задачу – создали двигатель взлетной ступени, набиравший тягу за треть секунды.

После старта с Луны ближайшей целью стал отсек экипажа с Коллинзом на борту. Выход на орбиту, сближение и стыковка с основным блоком прошли штатно. К этому моменту в баках взлетной ступени оставалось всего 18 кг топлива, чего было недостаточно для повторной стыковки, если бы первая попытка не удалась.

Когда «Аполлон-11» приблизился к Земле, в штатном районе посадки был шторм, и место приводнения изменили. Отсек экипажа с астронавтами приводнился в Тихом океане. Их доставили на дежуривший в районе посадки авианосец «Хорнет», и они перешли в карантинный фургон, в котором находились 17 суток. Лунных микроорганизмов не обнаружили, и 13 августа состоялась торжественная встреча астронавтов.

Так завершилась первая экспедиция человека на Луну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
2751
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
3920
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
5701
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
4484

Другие новости