0
1833
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.10.2012 00:00:00

Гимназическая этика в немецком духе

Анна Хахамович

Об авторе: Анна Михайловна Хахамович - преподаватель в Университете Пассау (Германия).

Тэги: германия, школа, этика


германия, школа, этика На вопрос необходимости преподавания религии в школах Германии не все граждане готовы дать однозначный ответ.
Фото Reuters

Чуть более десяти лет назад, после окончания девятого класса московской средней школы, меня приняли в одну из нюрнбергских гимназий. Скрепя сердце, надо сказать, приняли. Стоящее перед директором незаурядно умное, согласно отличному свидетельству об окончании девятилетки, создание подросткового возраста, кроме как невнятным междометным мычанием, ничем впечатлить педагога не смогло.

И вот, после того как руководство школы сказало свое решающее «да», ко мне – через отца, игравшего в то время роль ушей и языка в незнакомой стране, обратились с самым первым в моей жизни вопросом, предусматривающим выбор: «В каком классе, господин Хахамович, вы видите свою дочь?» Так как иностранными языками, за исключением русского (для Германии иностранного) и английского, я не владела, музыку бросила в десять лет после первой же размолвки с преподавателем, а со словом «физкультура» ассоциировала побег в школьный буфет, директору нюрнбергской гимназии господину Дицу ничего не оставалось, кроме как определить меня в физико-математический класс.

Заполнив соответствующую графу в своих документах, он совершенно озадачил нас следующим вопросом: какую религию в качестве обязательного предмета мы готовы выбрать? Дело в том, что в гимназии Петер Фишер преподавалось только католическое и евангельское христианство. Принцип оценивания знаний по этой дисциплине ничем не отличается от математики или географии: не выучил – получил свою «шестерку» (по шестизначной системе баллов «шестерка» занимает самое непочетное место). Нарисовал тебе учитель такую цифру в аттестате – остаешься на второй год.

Как альтернатива христианскому предмету для атеистов или приверженцев иных религий – этика. Собственно, напротив нее папа и поставил галочку. Поясню сразу же: вход в любую группу совершенно свободный вне зависимости от собственных убеждений. От учащегося не требуется ни сведений о том, в чью казну уходит церковный налог, который платят его родители, ни подтверждение членства в той или иной общине. Решение принимается в соответствии с предпочтениями и интересами родителей, а по достижении десяти лет только с согласия самого ребенка. Мало того – переоформляться разрешается хоть каждый год: рассказал на экзамене в восьмом классе об особенностях католической литургии, а на следующий год решил в мировоззрение софистов окунуться. Таким образом, в то время как «Государство» Платона со мной вместе изучал католик Андреас, мусульманка Сефда корпела над рефератом по истории немецкого протестантизма.

Несколько раз этику отменяли, и учеников распределяли по религиозным группам. Совершенно неожиданно оказалось, что занимаются они по той же методике, что и мы, атеисты-философы, – просто историю и тексты в этих классах анализируют определенные, при этом преподаватели совершенно не пытаются навязать свою точку зрения или «завербовать» новых адептов-христиан. Все по-честному, все довольны. Школа, как ей и предписано, четко выполняет не только образовательную, но и воспитательную (в отношении веротерпимости), и развивающую функции, не склоняя при этом подростков к определенным алгоритмам мышления или поведения.

Место религии, не только как убеждения, но и как предмета в школе, оговорено в Основном законе Германии. На безусловное разделение Церкви и государства указывает статья 140, которую ныне действующая Конституция переняла из Конституции Веймарской республики. В то же время статья 7 части 3 Основного закона закрепляет за предметом религия статус обычного школьного предмета во всех школах, за исключением строго неконфессиональных учебных заведений, в которых религиозного предмета нет в принципе. Такими «отказниками» могут выступать частные школы, их здесь называют konfessionslose schulen. Закон дает им эту возможность. С другой стороны, существуют также частные школы, где преподается только та или иная религия, без права выбора внерелигиозной этики. Что интересно, обязательное изучение духовной традиции часто встречается в гимназиях с музыкальным уклоном. Но и там учащимся никто не лезет в душу, совершать молитвы не заставляют. Чистая эстетика с духовным содержанием.


Еще несколько лет назад ученикам приходилось выбирать между знаниями о католицизме и протестантизме, а теперь добавились ислам и иудаизм.
Фото Reuters

Однако сфера образования, с одной стороны, находится под контролем государства, а с другой – отдельных федеральных земель, наделенных определенной свободой самоуправления. Поэтому особенности организации занятий устанавливаются местными законодателями. Так, в обычных учебных заведениях Берлина религии как обязательного предмета в учебном плане нет – вместо нее значится этика. Федеральная земля Берлин, правда, финансирует проведение занятий по религии в стенах школы – но не в рамках учебного плана, а как внеурочную деятельность. Государство же, опираясь на принципы демократии, в любом случае гарантирует мировоззренческий нейтралитет и свободу религии. Из статьи 32 земельной конституции Бремена следует: в общеобразовательных школах занятия по изучению Библии проводятся вне зависимости от конфессии на общехристианской базе. В то же время в земле Гамбург неконфессиональных школ не существует. При составлении учебного плана учитывается возможная поликонфессиональность учащихся и особое внимание уделяется межрелигиозному диалогу. В Баварии, Нижней Саксонии, а также Северном Рейне – Вестфалии учебные предметы религия и этика (философия) фигурируют как абсолютно равноценные.

Исходя из статьи 4 Основного закона, государство обеспечивает каждому не только право, но и условия для исповедования любой религии. Так, с 2012/13 учебного года в некоторых школах Северного Рейна – Вестфалии начались занятия по изучению ислама. В силу недостаточного количества квалифицированных преподавателей учащимся-мусульманам, а также иудеям разрешается посещать занятия в соответствующих общинах. Успеваемость учащегося оценивается непосредственно руководителем конкретного курса, и эти результаты передаются в общеобразовательную школу.

Когда в августе с.г. в доселе строго католической школе Оснабрюка около распятия повесили полумесяц и иудейский семисвечник-менору, лично для меня это стало знаком того, что я живу в стране, где система не только предлагает неограниченное количество вариантов ответа на главные вопросы бытия, но и сама умеет грамотно отвечать на вызовы времени.

Пассау (Германия)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1615
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4083
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2256
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2545

Другие новости