0
445
Газета Театр Печатная версия

29.11.2001

Учителя гражданского форума

Тэги: учитель, форум, образование


В рамках Гражданского форума, закончившегося на прошлой неделе, состоялась проблемная дискуссия по теме "Образование". В ней приняли участие более 300 человек, представляющих 74 региона России и не менее 115 общественных объединений. Участники дискуссии, хотя и не обратились к власти с программными документами, но выразили надежду на продолжение подобных встречь.

Диалог общества с властью строился непросто. Открыла список выступающих депутат Госдумы РФ Ирина Хакамада. "Сложилась ситуация, что до сих пор государство остается главным и единственным заказчиком образования, - подчеркнула один из лидеров СПС. - При переходе же на рыночные отношения заказчиком должно бы стать общество". Еще один тезис Хакамады, вызвавший последующую за ним дискуссию (видимо, задели самое больное) - государству следует пересмотреть свое "хамское отношение к бизнесу: вы (бизнесмены) вкладывайте, а мы посмотрим, на что потратить средства! Попечительский совет должен иметь право вмешиваться в учебный процесс".

Депутат Московской городской Думы, сам учитель математики Евгений Бунимович начал с констатации: "Образование является ключевым вопросом всего гражданского форума, потому что одна из главных его задач - формирование интеллигентного электората". Он предложил власти больше доверять обществу. Сделать все цели и результаты максимально открытыми для рассмотрения и обсуждения самыми широкими слоями населения. "Всю общественную составляющую нельзя сводить только к попечительству", - развил эту идею в иной плоскости директор школы Александр Пинский. Он же заострил проблему согласования с общественностью вопроса кадровых перестановок.

"Мы девять лет помогаем образованию, - продолжил дискуссию бизнесмен Преображенский, - и нам всегда это сделать легче незаконно, чем законно. Нам остро нужны специалисты, но их не готовят в наших вузах. Мы решили как-то открыть такое отделение в университете сами. И не смогли найти схему, по которой можно было бы это отделение профинансировать". Научный сотрудник Российской академии образования Татьяна Ковалева предложила помочь провинциальной прессе и снабдить ее пакетами образовательной информации, потому что за весь месяц доля материалов на тему образования в регионах составляет не более 0,5% от всех публикаций.

Любовь Глебова, заместитель председателя комитета Госдумы РФД по образованию и науке, отметила, что государство устало само себе формулировать заказ. В партнерском диалоге государство-общество, необходимо "структурировать второго партнера".

Выступающие горячились, спешили и, естественно, им не хватало регламентируемых пяти минут. Президент Всероссийского фонда образования поднял вопрос о ценностях патриотического воспитания в школе и обвинил Минфин в свертывании таких программ.

Дискуссия продолжалась более трех часов. Количество требующих слова не уменьшалось. "Пока ждал, все перегорело, - говорил возбужденно кто-то из ораторов, - ничего не осталось, одни эмоции. Минобразования экономит на спичках, сжигая леса. Что такое бесплатное образование? Образование бесплатным может быть только для нужд страны┘ Выпускать миллионы людей с высшим образованием, чтобы они потом успешнее торговали трусами на рынке, это - расточительство!"

Между тем "расточительное" Минобразования РФ, в лице министра Владимира Филиппова, добросовестно и терпеливо высидело всю дискуссию и подвело итог. "Начавшийся процесс реформирования образования невозможен только на административной и ведомственной основе, без активного участия институтов гражданского общества в этом процессе, - заявил в беседе с корреспондентом "НГ" Владимир Филиппов. - Надо прямо сказать, сегодня существует опасность бюрократизации образовательной реформы. Гражданское общество через свои структуры и институты может и должно осуществлять мониторинг и общественную (публичную) экспертизу действий власти, активно влиять на значимые решения власти, а также принимать прямое участие в управлении образовательной системой и образовательными учреждениями".

На второй день Гражданского форума обсуждения продолжились в Высшей школе экономики и в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Среди предложенных мер - создание федеральных законов, обеспечивающих конкретные полномочия, относящиеся к общественному участию в управлении и делах образования, стимулирующие благотворительную деятельность, и деятельность попечительских организаций; организация общественного контроля и общественной оценки качества образовательных услуг; содействие созданию и работе различных общественных объединений в сфере образования и гражданских институтов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московская область модернизирует систему колледжей

Московская область модернизирует систему колледжей

Георгий Соловьев

Регион выстраивает государственно-частное партнерство с бизнесом в образовании

0
496
Президент профессионально сориентировал школьников

Президент профессионально сориентировал школьников

Анатолий Комраков

Владимир Путин посоветовал молодежи не быть слишком меркантильной

0
740
Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Анастасия Башкатова

Счетная палата демонстрирует разрешенное своеволие

0
1535
«Чиновники не должны играть на поле монополий»

«Чиновники не должны играть на поле монополий»

Анна Макарова

Участники круглого стола, обсудившие реализацию нацпроекта «Образование», критически высказались по поводу сокращения федерального перечня учебников

0
309

Другие новости

Загрузка...
24smi.org