Отношения России и Ирана в последнее время все чаще искрят. Ряд видных американских экспертов, включая Джона Паркера из вашингтонского Национального университета обороны, считают, что сотрудничество Москвы и Тегерана сейчас, возможно, в низшей точке за последние более чем 10 лет. Посол России в Исламской Республике Иран Александр САДОВНИКОВ ответил на вопросы корреспондента «НГ» Андрея ТЕРЕХОВА.
– Александр Алексеевич, как вы оцениваете нынешний уровень отношений между Россией и Ираном? Глава МИД ИРИ Манучехр Моттаки заявил, что связи с Москвой в целом позитивные. А некоторые американские эксперты высказали противоположную точку зрения.
– Отношения между Россией и Ираном действительно продолжают развиваться в целом в нормальном русле по различным направлениям. Разумеется, у нас есть и расхождения во взглядах на некоторые известные проблемы, прежде всего по ядерной тематике.
Нельзя сказать, что нынешняя политическая ситуация вокруг Ирана не накладывает отпечаток на торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, однако и здесь нет оснований говорить в драматических тонах об охлаждении наших отношений с Ираном. У нас имеется много общих взглядов и точек соприкосновения. Мы – естественные исторические соседи с глубокими традициями многоплановых связей и взаимодействия, которые намерены закреплять.
И в Москве, и в Тегеране исходят из того, что мы и далее будем продолжать работать в тех сферах, где у нас есть устойчивые взаимные интересы и, естественно, будем вести диалог, направленный на то, чтобы создать более благоприятные условия как для развития наших двусторонних связей, так и для расширения сотрудничества в близком и важном для нас регионе мира. Это способствовало бы снижению имеющейся здесь напряженности и установлению атмосферы большего взаимопонимания и доверия.
Что касается американских оценок российско-иранских отношений, то на них не стоило бы ориентироваться. В прошлом не раз уже бывало, что такие прогнозы и оценки, причем не только в отношении наших связей с Ираном, оказывались, мягко говоря, некорректными.
– Радиостанция Radio Free Europe сообщила о том, что на днях ряд депутатов парламента Ирана провели встречу с представителями Министерства информации республики, которые якобы призвали к снижению уровня отношений между Россией и ИРИ. Как это может отразиться на нашем сотрудничестве?
– В любом парламенте любой страны высказываются различные, порой прямо противоположные взгляды и оценки, касающиеся отношений с иностранными государствами и мировых проблем. Не исключение и иранский парламент-меджлис. Важны, на мой взгляд, общее мнение и решения, выносимые законодателями. Как представляется, этот вектор мнений на днях отразил в одном из своих заявлений председатель комиссии по нацбезопасности и внешней политике иранского меджлиса Алаэддин Боруджерди. Из его слов вытекало, что в меджлисе Ирана, как и прежде, превалирует настрой на укрепление и расширение отношений с Российской Федерацией. В частности, им было прямо указано на то, что парламент не собирается предлагать правительству Ирана понизить уровень отношений с Россией.

