Бывший еврокомиссар Тьерри Бретон обвиняет руководство Соединенных Штатов в «охоте на ведьм» и маккартизме. Фото Reuters
Госдепартамент США ввел визовые ограничения в отношении пяти граждан стран ЕС. Среди них и бывший еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон. На этот беспрецедентный в истории отношений США и ЕС шаг в Вашингтоне решились ради защиты американских IT-компаний от «необоснованных нападок» и цензуры – такое объяснение санкциям дал Госдепартамент. В европейской прессе с возмущением пишут о продолжающихся попытках Дональда Трампа «перевоспитать» ЕС в соответствии с его представлениями о том, что такое хорошо и плохо. А власти Евросоюза указывают, что компаниям из США надо просто-напросто соблюдать европейские законы, регулирующие интернет-пространство, и намекают, что никакие санкции не заставят их делать исключения для американцев.
В комментариях сотрудников Госдепартамента по поводу случившегося впечатляет акцент на идеологию, а не на экономику. «Эти радикальные активисты и неправительственные организации продвигают цензуру со стороны иностранных государств, в каждом случае нацеленную на американцев и американские компании», – заявил госсекретарь США Марко Рубио. В его изложении все пятеро «принуждали американские платформы к цензуре, лишению монетизации и подавлению американских взглядов». Это, подчеркнул госсекретарь, может иметь «потенциально серьезные негативные внешнеполитические последствия» для США. А поэтому ограничения на въезд – вполне разумная мера, сочли в Госдепе.
Рубио не назвал имена тех, кто попал в американский черный список, однако они стали известны благодаря его заместителю Саре Роджерс. Именно она сказала журналистам, что среди подвергнувшихся американскому преследованию оказался бывший еврокомиссар Тьерри Бретон и исполнительный директор Центра по борьбе с цифровой ненавистью (Center for Countering Digital Hate, CCDH) Имран Ахмед. Со вторым друг Трампа Илон Маск судился в 2023 году. В тот год CCDH выпустил сообщение, в котором указывается, что после того, как Маск приобрел платформу X (тогда еще Twitter), она стала чаще использоваться для разжигания ненависти. Сам миллиардер придерживается идеи абсолютной свободы слова, а поэтому крайне резко реагирует на попытки модерации или ограничения контента в принадлежащих и не принадлежащих ему ресурсах. Три других европейца, попавших под санкции, – руководители немецкой организации HateAid Жозефина Баллон и Анна-Лена фон Ходенберг, а также руководитель «Глобального индекса дезинформации» Клэр Мелфорд. С ними Маск не судился, но и они выдвигали ему претензии.
Во всей пятерке фигурой, представляющей наибольший интерес, является Бретон. Он – не общественный деятель, не правозащитник, а весьма заметный политик общеевропейского масштаба. С 2005 по 2007 год Бретон был министром экономики Франции, в 2019 году вошел в состав Европейской комиссии (ЕК) и мог остаться там на второй срок. Однако в 2024 году из-за конфликта с председателем ЕК Урсулой фон дер Ляйен ему пришлось уйти в отставку.
Роджерс назвала его идейным вдохновителем европейского закона о цифровых услугах (другой расхожий перевод на русский – Акт о цифровых услугах, Digital Services Act, DSA), принятого в 2020 году. Разрабатывался закон в том числе в ведомстве Бретона. Ключевая идея DSA заключается в том, что модерация социальных сетей не должна быть делом исключительно руководства этой соцсети. В соответствии с Актом о цифровых услугах, если контент был признан ЕК незаконным, площадка должна его удалить.
DSA вызывает крайнее недовольство в Вашингтоне. Видимо, под впечатлением от этого закона в новую Стратегию национальной безопасности США внесено указание, что лидеры стран ЕС подавляют свободу слова. Там же, кстати, предупреждается, что это подавление американские власти так не оставят. «В Европе, англоязычных странах и остальном демократическом мире мы будем противостоять антидемократическим ограничениям основных свобод, инициированных элитами, особенно когда это касается наших союзников», – говорится в стратегии, опубликованной в ноябре. А в декабре вспыхнул конфликт Маска и руководства Евросоюза.
В начале месяца в социальной сети X был удален аккаунт ЕК. Формальным поводом послужило нарушение правил интернет-площадки. Более убедительной выглядит версия, что так руководство X решило отомстить за штраф в размере 120 млн евро за нарушение DSA (см. «НГ» от 07.12.25). Этот штраф стал первой такой санкцией со стороны ЕК. Ожидается, что в скором времени схожие меры наказания будут применены и к другим американским компаниям.
Бретон в своем посте в X назвал решение Госдепартамента «охотой на ведьм», вспомнив об эпохе Джозефа Маккарти в США. Тогда чиновников выгоняли из правительства за предполагаемые связи с коммунистами. Бретон посоветовал искать случаи цензуры в другом месте.
В стороне не остались и нынешние высокопоставленные лица Франции. Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро заявил, что его страна осуждает визовые ограничения в отношении Бретона и четырех других лиц. В посте в X он подчеркнул, что DSA был принят для того, чтобы гарантировать, что «то, что незаконно в офлайне, является незаконным и в онлайне». Сама же процедура принятия закона соответствовала принципам демократии. К критике США подключился и президент Франции Эмманюэль Макрон, назвав действия Госдепа «актом запугивания и принуждения, затрагивающего европейский цифровой суверенитет».
Американист Павел Шариков в комментарии «НГ» отметил, что из-за применения DSA возникла самая болезненная конфликтная точка в отношениях ЕС и США. «Введение визовых ограничений является своеобразным предупреждением Европе. Трамп сигнализирует, что надо прекратить практику, связанную с преследованием американских компаний, иначе США ответят и, может быть, не только персональными санкциями», – пояснил эксперт.


