0
32882
Газета Культ и культура Печатная версия

14.11.2023 15:48:00

Нездешняя правда Ивана Тургенева

К 205-летию писателя

Алла Новикова-Строганова

Об авторе: Алла Анатольевна Новикова-Строганова – доктор филологических наук, профессор.

Тэги: литература, культура, история, традиция, иван тургенев, виктор гюго, николай лесков, христианство, православие, вера, религия, атеизм, церковь, учение, догматика, михаил салтыковщедрин


литература, культура, история, традиция, иван тургенев, виктор гюго, николай лесков, христианство, православие, вера, религия, атеизм, церковь, учение, догматика, михаил салтыков-щедрин Иван Тургенев. Портрет кисти Ильи Репина, 1874 год.

О Тургеневе не принято говорить как о христианском авторе. Но еще Николай Лесков отмечал, как «многократно, грубо и недостойно оскорбляем наш благородный писатель» – «представитель и выразитель умственного и нравственного роста России». Либералы действовали «грубо, нахально и безразборчиво», продажные консерваторы «язвили его злоехидно». Тех и других Лесков уподоблял, используя сравнение Виктора Гюго, хищным волкам, «которые со злости хватались зубами за свой собственный хвост»: «Осмеять можно все, как все можно до известной степени опошлить. С легкой руки Цельзия было много мастеров, которые делали такие опыты даже над самым учением христианским, но оно от этого не утратило своего значения».

Превратное представление о Тургеневе как об атеисте, укорененное в советском профессиональном литературоведении и в обыденном сознании, бытовало долгие десятилетия. В качестве аргументов шли в ход и некоторые тургеневские высказывания, выдернутые из контекста, и образ жизни – по большей части вдали от родины, «на краю чужого гнезда», и даже обстоятельства смерти писателя.

В год кончины Тургенева его друг, поэт Яков Полонский говорил: «И один рассказ его «Живые мощи», если б он даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так все это выразить мог только великий писатель». Плоть героини умерщвлена, но дух ее возрастает. «Посему мы не унываем, – учит апостол Павел, – но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). «Тело Лукерьи почернело, а душа – просветлела и приобрела особенную чуткость в восприятии мира и правды высшего, сверхмирного бытия», – отмечал выдающийся богослов XX века архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Случившееся с ней Лукерья понимает как данный Богом спасительный крест: «Послал Он мне крест – значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать» (3, 332) – по слову Христа: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).

Этой тургеневской героине, почти бестелесной, открываются высшие сферы духа, не выразимые в земном слове. И не только ей, но прежде всего – писателю, создавшему ее образ. Так же как и «тишайший» образ христианки Лизы Калитиной – кроткой и самоотверженной, нежной и мужественной – главной героини романа «Дворянское гнездо». Весь этот роман овеян молитвенным пафосом. Источник особой молитвы проистекает не только из личного несчастья главных героев – Лизы и Лаврецкого, но из общих многовековых страданий земли русской, русского народа-страстотерпца. Не случайно писатель Борис Зайцев объединил тургеневских героинь – молитвенницу Лизу и страдалицу Лукерью – с реальной крестьянской девушкой-мученицей, одинаково расценивая их всех в общерусском православном смысле как «заступниц» перед Богом за Русь, за русский народ: «Лукерья такая же заступница за Россию и всех нас, как смиренная Агашенька – раба и мученица Варвары Петровны , как Лиза».

По отзыву Михаила Салтыкова-Щедрина, в тургеневской прозе заключено «начало любви и света, в каждой строке бьющее живым ключом». После чтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется», «ощуща­ешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Традиционные ценности как мягкая сила

Традиционные ценности как мягкая сила

Андрей Гусейнов

Образование станет ключевой темой XI Московского международного форума "Религия и мир"

0
769
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
570
Тузитала Стивенсон

Тузитала Стивенсон

Андрей Юрков

К 175-летию со дня рождения автора «Острова сокровищ» и изобретателя туристического спальника

0
1296
Интересуюсь человечностью

Интересуюсь человечностью

Вера Чайковская

Четыре судьбы и четыре философии: от Симоны де Бовуар до Симоны Вейль

0
856

Другие новости