0
5059
Газета Люди и положения Интернет-версия

31.10.2014 00:01:05

Жизнь Ника Кейва, рассказанная им самим

Тэги: кино, кейв


кино, кейв Ник Кейв – истинный людоед в черном костюме. Кадр из фильма

Ник Кейв, патлатый и грустный, смешной и инфернальный, с безвольным, провисшим, почти недвижимым подбородком, с безумно, кажется, к самим глазам вздернутым носом и загробным голосом – истинный людоед в черном костюме. Как сам он признается: с костью в носу. И вот своим грубым загробным голосом он говорит: знаете, как создаются песни? Все дело в контрастах. Помещаешь ребенка в пустую комнату – одного. И засовываешь к нему – не знаю – сумасшедшего монгола с мечом. Смотришь, что будет. А потом впускаешь к ним клоуна на велосипеде. И: «Если ничего не меняется – ты убиваешь клоуна».

«20 000 дней на Земле» – задача. Причем похлеще объяснения сингулярности. И тут и там главное – не впасть в банальности. Но если вопросы физики подразумевают ответы более или менее объективные, то с произведениями искусства много сложнее. (Хотя, пожалуй, теория черных дыр – то еще искусство.).Документальный фильм о музыканте и писателе, австралийце, переехавшем поначалу в Англию, но сложившемся в Германии (а затем вернувшемся на прохладный остров в Брайтон), – Нике Кейве – этот фильм, подобно сингулярности, таит в себе изначальную обманку. Это не документальное кино в общепринятом смысле.

В нем нет событий, использующихся как документ. Пресловутые бумажки, истории, основа – это сам Кейв, пропущенный по кадру через призму своих воспоминаний, сопровождающихся закадровыми монологами. Это такое типичное роуд-муви с нуарными оттенками: мрачный герой, сложное прошлое, размышления о смыслах, семье, женщинах. Несколько избитые фразы а-ля Эдгар Аллан По или, что хуже, Говард Лавкрафт. Но говорить об этом всем как о чистопородном игровом кино язык не повернется.

Все-таки сценарий условен. Появляющийся в кадре психоаналитик-фрейдист вроде как действительно беседовал с Кейвом. С другой стороны – приезжает рок-кумир к своему главному приятелю Уоррену Эллису. Тот говорит ему: я твоим детям подарки привез из Франции. Отдает фейерверки, говорит: смотри, чтобы пальцы берегли. Проходит время, Кейв уезжает, выходит из дверей – фейерверки забывает у Эллиса. Зачем они вообще были нужны?

С одной стороны, условность, подходящая только для документального кино: герой мог вынести вещи за кадром, а для нас зафиксировали только момент выхода. С другой стороны, когда имеешь дело с псевдодокументалистикой, этот момент представляется более сложным на уровне ощущений – чувствуешь некий дискомфорт, словно про фейерверки забыл сценарист. И тем хуже задача, которую ставит Кейв, являющийся помимо главного героя фильма как раз одним из авторов сценария. По сути, речь идет о смысле критики как таковой. Ты (этот герой появляется чуть ли не с самого начала), отчаявшись, вынужден включить себе песню в стиле Doors – слушать и безнадежно подпевать, глядя в синее стекло пустой бутылки из-под вина: Brother, my cup is empty/ And I haven't got a penny/ For to buy no more whiskey/ I have to go home.

«20 000 дней на Земле» – цельное и законченное произведение с фарфоровой картинкой, предназначенное исключительно для зрителя, не только фаната или простого любителя Кейва; в принципе любой более или менее интересующийся современной культурой человек мог бы сидеть в зале. А вот критик тут в принципе не нужен. Суть шаблонной киножурналистики – пара абзацев про сюжет, немножко размышлений, каплю сравнений: «В этих кадрах проглядываются аллюзии на южнокорейское кино с его цветастостью». Одна крылатая фраза. На две времени не хватит. Белинский переворачивается в гробу. Варево готово к употреблению. Чистый яд.

Этот фокус неловкого посредничества на документальное (также с приставкой «псевдо») кино не действует. Что забавно: именно этот фокус проделывает сам Кейв, выступающий эдаким посредником-мистификатором. Все, что я пишу, – это не реальные вещи, а их отражения; то, о чем я пою, – мир, где бог действительно существует, где есть насилие, красота и боль. И есть чудовища. Как в тех монологах Раста Коула из «Настоящего детектива». Южная готика, потоки сознания, femme fatale Кайли Миноуг, материализующаяся на заднем сиденье катящего в ночь «Ягуара». Воспоминания о смешных и не очень любовях, о первой женщине, о невыносимой легкости бытия и об отце.

«Когда отец умер...» – говорит Кейв, и на глазах его наворачиваются слезы. «Перерыв?» – спрашивает фрейдист. «Да», – говоришь ты, потому что в каком-то смысле и сам готов прослезиться, несмотря на живого отца. Придумано? Вероятно. Сыграно? Возможно. Важно ли это? Абсолютно нет.

Ник Кейв по-своему работает с публикой.  	Фото с официальной страницы Ника Кейва в социальной сети Facebook
Ник Кейв по-своему работает с публикой.   Фото с официальной страницы Ника Кейва в социальной сети Facebook

Ты принимаешь правила игры – садишься перед экраном, не рассчитывая на истину, правду, неловкие подробности и признания в духе Rolling Stones – нам по-настоящему сорвало крышу, когда из нас сделали преступников. Или: я недоволен людьми из поколения, руководящего нами. Роллинги кажутся глуповатой гаражной панк-группой, влюбленной в себя и полностью интеллектуально проигрывающей на фоне изысканных умолчаний Кейва, по сути, создающего мифологию вокруг собственной личности. Но делает он это настолько гротескно («В конце XX века я перестал быть человеком»), что поневоле начинаешь улыбаться.

Мифология рок-н-ролльщика обильно приправлена всевозможными историями – смешными и страшными. Но среди этой мешанины тем из разделенного стеной Берлина, раскадровки концерта с писающим на сцене поклонником, среди дневников погоды, монолога про секс-символов эпох и жену Сюзи, среди всего этого самые важные темы – боги и монстры. Еще чуть-чуть, и Кейв, кажется, начнет цитировать Ницше с его «Если долго всматриваться в бездну»… Спасал ли его Бог в моменты падений? Неужели ты думал, что он скажет...

Ты был верующим – и ты ходил в церковь. После чего шел на улицу к драг-дилерам, покупал товар, закидывался дома – и отдыхал. Так продолжалось до тех пор, пока ты не встретил Сюзи. И она сказала тебе: так нельзя, парень, ты угробишь себя! Пауза, и она продолжила: бросай ходить в церковь! 

Согласно популярной нынче теории, зритель/читатель/слушатель – главный соавтор любого произведения. Кстати говоря, теории, активно продвигаемой в свое время другим мастером мистификаций – литературных – Умберто Эко (прием из разряда: «Я нашел книгу, чей автор утверждает, будто сам нашел книгу, которую некогда написал один монах, ссылающийся на другого монаха»). Ник Кейв и сам близок литературе – недаром написал «И узре ослица Ангела Божия» и «Смерть Банни Монро», а также сценарий – помимо прочих – к недавнему «Самому пьяному округу в мире». Но если литературы тут, учитывая формат, не так уж много, то музыки – хоть отбавляй.

Причем песни более чем органично вплетены в ткань самого кадра – они не выделяются, служа лишь для усиления эмоционального эффекта.Казуса мюзикла с его «Ну вот зачем он запел, так же хорошо все было…» нет и в помине. Хотя порой складывается впечатление, что фильм мог бы служить отличной рекламной площадкой для последнего альбома группы Кейва Bad Seeds под названием Push the Sky Away.

Вот музыкант в очередной раз признается в своей чудовищности, а затем мило поет песню с детишками. А вот иронизирует, говоря что-то вроде «И почему мне никто раньше не сказал, что эта вещь должна быть покороче – вот сейчас я безбожно вырезаю все лишнее», а потом тянет минут семь-восемь что-то печальное и заунывное. Воистину чудовище.

Действие логично подходит к финалу-концерту. А ты приходишь к мысли, что «20 000 дней на Земле» – невероятно удобное кино. Можно даже сказать, приятное. Универсальное. Возраст? Моя мама балдеет от Red Right Hand. Самолюбование? Мы все такие. Кейв честен в своем желании всех обдурить. Но есть и момент действительной, чистой искренности: кадры из концерта, где он неловко работает с публикой: прикладывает к сердцу руку фанатки, глуповато танцует, а потом улыбается Эллису. И ты видишь: какие милые старички у него в группе, как сам он весел и ненавязчив. Это, пожалуй, один из главных плюсов фильма – его можно смотреть и не из-за Кейва, а просто как образец добротного кино о музыканте.

Мультиэкранная вставка в самом начале фильма, фиксирующая главные моменты из жизни Ника Кейва – школа, странные прически, Элвис, тот же Берлин. Под занавес – эпичное выступление, в которое вкраплены кадры из многих-многих предыдущих. По размаху и накалу – ничуть не хуже битвы каких-нибудь супергероев. Говоришь, чудовища и боги? Ад написания материала сменяется преображением на сцене: по словам отца Кейва – в ангела; сам он, наверное, считает, что в Бога; но уж точно – в кого-то еще. Помните эти странные телодвижения, напоминающие танцы Гарри Поттера и Гермионы Грейнджер в предпоследней части поттерианы под песню O Children? Многие из нас только по ним и знают Кейва – да еще и по той его песне с Кайли Миноуг Where the Wild Roses Grow. «20 000 дней на Земле» – это не признание, не исповедь, не фиксация прожитых лет, не биография, не метафоры, не рассуждение о человеке и боге. И это не просто смесь мифологии, втесненной в моменты жизни. Это, наверное, три очень важные вещи. Первая: что рок-н-ролл жив, несмотря на старость его исполнителей. Вторая: что на одного из этих исполнителей мы не очень-то обращали внимание, а стоило бы. Третья: что ты и я – мы танцуем не хуже, чем этот кумир молодежи.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
491
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
549
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
314
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
209

Другие новости