0
10857
Газета Кино Интернет-версия

19.01.2017 00:01:00

Российский хоррор оперирует штампами

Тэги: кинопремьера, хоррор, невеста, святослав подгаевский


кинопремьера, хоррор, невеста, святослав подгаевский Свадебное платье досталось невесте от прабабушки. Кадр из фильма

Для режиссера Святослава Подгаевского «Невеста» не первый опыт в данном жанре – два года назад на экраны вышла его картина «Пиковая дама: Черный обряд», не по произведению Пушкина и опере Чайковского, а по мотивам народной «страшилки». Новый ужастик во многом похож на предшествующий: в основе - фольклорная история, хоть и имеющая историческую подоплеку.

Авторы и вовсе начинают фильм со зловещего титра «основано на реальных событиях», имея в виду тот факт, что когда-то, еще в дореволюционной России (как и во всем мире) существовала традиция посмертных фотографий. Глаза покойнику рисовали прямо на веках, так что на снимке он выглядел живым, а душа его и вовсе оставалась заточенной в негативе. Добавить к этому историю свадебного обряда, который, как и большинство  народных традиций, если копнуть, так или иначе связан с переходом из мира живых в мир мертвых, – и получится легенда про запечатленный на пленку дух невесты, веками терроризирующий влюбленные пары. В данном случае – Настю (Виктория Агалакова) и Ивана (Вячеслав Чепурченко), которые, наскоро расписавшись в городе, приезжают навестить проживающих в сельской глуши родственников молодого человека (в роли старшей сестры – Александра Ребенок). Те настаивают на проведении пышного обряда в родовом поместье – зловещем старом и скрипучем доме, увешанном паутиной, ставят на улице шатер, зовут друзей и знакомых, достают из шкафа пыльное прабабкино свадебное платье, копают на заднем дворе могилу...

Основная проблема «Невесты» Подгаевского – та же, что и в его «Пиковой даме». Несмотря на якобы исконно русский материал, фильм выглядит до смешного неоригинальным и предсказуемым. Каждый медленный поворот камеры, нагнетающий атмосферу, каждая  монтажная склейка, служащая на благо саспенса, все это придумано так давно и использовано в стольких как хороших, так и второсортных ужастиках, что не способно не то что напугать, но даже удивить. Снятая в полумраке, под проливным дождем «Невеста» соткана из штампов. Даже призрак здесь в какой-то момент обязательно побежит на зрителя, словно паук, расставив ноги и руки, – спасибо, что не по потолку.

Картинка при всем этом выглядит атмосферной: художники поработали над декорациями дома, который получился этаким усредненным дворянским особняком, где антиквариат и дагерротипы на стенах соседствуют с икеевскими полками. Иные герои, вроде отрешенной сестры Лизы (Ребенок) и молчаливого, исполнительного папаши, жертвы потустороннего матриархата (Виктор Соловьев) играют по законам жанра и стараются изо всех сил сделать своих персонажей как можно более жуткими. Ну и какой хоррор без пары очаровательных белокурых детей, которых то ли спасать, то ли опасаться, и сильной современной женщины? Ей в данном случае повезло родиться в XXI веке, где «жить во грехе» до брака не то что не считается пороком, а иногда еще и полезно. Так же как и знакомиться с семьей жениха до похода в загс: завуалированная ирония на тему секса до свадьбы и безумной родни – пожалуй, единственная мало-мальски оригинальная и свежая находка авторов «Невесты».

А ведь сама по себе русская свадьба, бессмысленная и беспощадная не меньше русского бунта, – неисчерпаемый источник вдохновения именно для жанрового кино, и не только романтического, если посмотреть, например, на комедию «Горько!» (которая в чем-то тоже ужастик). Но авторы «Невесты» не изобретают велосипед, а идут проторенной дорожкой. Пытаются уместить в свой фильм буквально все, в ущерб логике. Легенда то и дело разваливается, не выдерживая груза мешанины из истории государства российского, сказок народов мира и традиции зарубежного жанрового – в данном случае речь о хорроре – кино. В котором, конечно, существуют свои законы и которое предполагает и диктует определенную модель поведения – ей в «Невесте» следуют неукоснительно, но которое никак не оправдывает смехотворное, устаревшее в данной кинематографической традиции поведение героев «Невесты». Персонажи с энтузиазмом лезут куда не нужно, заглядывают куда не просят, не слушают предостережений, а в  конце доводят эту глупость до абсолюта, даже по меркам фильма ужасов. С другой стороны, если, зная, как избавиться от призрака, герои «Невесты» не делали этого веками, то почему бы в финале не потянуть время еще – посмотреть, что будет. А вдруг сиквел?  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1043
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
696
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
808
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
993

Другие новости