0
4043
Газета СНГ Печатная версия

22.05.2023 20:33:00

Битва за Центральную Азию только начинается

Страны региона в выборе своего внешнеполитического курса становятся откровенно прагматичными

Тэги: сингапур, президент, казахстан, центральная азия, ес, сотрудничество


сингапур, президент, казахстан, центральная азия, ес, сотрудничество Касым-Жомарт Токаев встречает президента Сингапута Халиму Якоб. Фото с сайта www.akorda.kz

Президент Сингапура Халима Якоб 22 мая посетила Казахстан с первым в истории островного государства визитом в Центральную Азию (ЦА). Она пояснила свой выбор тем, что Казахстан – «центральноазиатский лидер», укрепление отношений с которым позитивно отразится и на сотрудничестве в регионе в целом. На днях состоялись три саммита «Китай – Центральная Азия» в Сиане, «Евросоюз – Центральная Азия» – на уровне премьеров в Алма-Ате и G7 – в Хиросиме, где лидеры стран G7 договорились сотрудничать со странами ЦА для урегулирования региональных вызовов.

Почти одновременное проведение трех саммитов если и случайность, то знаковая, сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.

По его мнению, это говорит о сбалансированности многовекторной политики стран Центральной Азии, а не приверженности к одному полюсу. Совпадение саммитов демонстрирует, кто, что и кому предлагает, с кем работать приоритетно.

«Внешнеполитическое планирование и принятие решений странами Центральной Азии приобретает все более быстрый и оперативный характер, и важно не ошибиться в балансировании интересов между Россией, Китаем, США и Евросоюзом. Любая ошибка может иметь критический характер. А это значит, что возможности этой многовекторности достаточно узки. Можно ошибиться и попасть под санкции одной из сторон. Не думаю, что такое напряженное балансирование может продолжаться бесконечно», – отметил Князев.

Общее направление трех саммитов – это развитие транспортно-логистических путей, связывающих страны Европы и Китай с ЦА. «Центральная Азия сегодня становится тем пространством, где сотрудничество между странами может осуществляться как с Россией, так и без России. Группа стран Востока и Юго-Востока настроена на сотрудничество в ЦА с Россией, она не поддерживает санкции против РФ и занимает условно антизападную позицию, прямо этого не артикулируя», – отметил эксперт.

Так, например, Китай, работая со странами ЦА, не исключает сотрудничество и с Россией. Напомним, КНР выделит странам Центральной Азии беспрецедентную сумму почти 4 млрд долл. на поддержание экономик стран региона и реализацию проекта «Один пояс – один путь», которому в этом году исполнилось 10 лет. Причем помощь эта безвозмездная. Председатель КНР Си Цзиньпин в программном выступлении на саммите «Центральная Азия – Китай» заявил, что Китай готов помочь странам ЦА укрепить свой оборонный потенциал, совместно противостоять терроризму и защищать территориальную целостность, развивать инфраструктурные проекты.

Политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» (Центр мысли) Игорь Шестаков считает, что одним из бенефициаров сотрудничества Центральной Азии с Китаем является Россия, особенно с учетом того, что для нее закрыты транспортно-логистические цепочки с Европой и США. «Сегодня Россия ориентирована в импорте товарной продукции именно из Китая и стран Центральной Азии. Поэтому многие соглашения, которые подписаны и в двухстороннем, и многостороннем формате, будут выгодны для России в плане подключения к ним, особенно в транспортно-логистических проектах и в сфере энергетики», – сказал «НГ» политолог.

Евросоюз, предлагая странам ЦА транспортные проекты в обход России, по всей видимости, не учитывает вновь открывающиеся для Москвы перспективы. Напомним, что в ходе второго экономического форума «Европейский союз – Центральная Азия», состоявшегося в Алма-Ате, обсуждались возможности транспортно-логистических путей, связывающих страны ЦА и Европу, которые изменились, как заметил посол Европейского союза в Казахстане Кестутис Янкаускас, в результате конфликта в Украине. «Сейчас для стран ЦА открываются новые возможности для диверсификации маршрутов. ЕС не заинтересован в том, чтобы транспортировка товаров шла через страны, находящиеся под санкциями, поэтому речь идет о пути, который проходит между Евросоюзом и ЦА», – сказал журналистам Янкаускас. По его словам, наиболее оптимальный сегодня – это «Средний коридор», или, как его еще называют, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), проходящий по странам, которые свободны от санкций, через Каспийское море, Азербайджан, Грузию.

ЕС позиционирует себя «устойчивым и надежным партнером для ЦА». Вице-президент Европейской комиссии по торговле и экономике Валдис Домбровский отметил на форуме, что ЕС является одним из крупнейших инвесторов ЦА. По его словам, почти половина совокупных инвестиций в регионе – более 40%, поступает из стран ЕС. Это больше, чем из Китая и России. Он сообщил, что около 700 млн евро было направлено на развитие инвестиций и строительство дорог. На цифровые проекты, связывающие страны ЦА, ЕС собирается этим летом выделить 20 млн евро.

«Понятно, что Запад преследует цель отсечь Россию, а также Иран от транспортных коридоров по линии Восток–Запад, их интерес и внимание понятны. Что касается Китая, то у него простой прагматичный интерес, поскольку возможности транзита через Россию сокращаются надолго. Поэтому Китай, следуя своим интересам, стремится развить транспортный коридор в западном направлении, поскольку экономические связи с Европой в целом остаются, а каких-то явных признаков большой санкционной политики по отношению к Китаю пока не видно», – полагает Князев. Такие страны, как Сингапур, преследуя свои частные интересы, стремятся вписаться и в западные региональные стратегии. Например, занять какие-то ниши в экономиках стран региона, упреждая появление там российских или китайских компаний.

По словам эксперта, для России эти маршруты выглядят неоднозначно, потому что в новых условиях российская сторона может их использовать в своих интересах. Если брать во внимание ТМТМ, то по нему грузы из Турции идут и в российские порты Каспия. Сегодня Москва рассматривает возможность участия в проекте строительства и использования железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан. Часть российских грузов может пойти на юг Китая или оттуда.

Другая группа стран – G7, как показал саммит, это те страны, которые обеспокоены ростом сотрудничества стран ЦА с Россией и Китаем, что демонстрируется и китайским саммитом и всеми экономическими показателями, связанными, например, с сотрудничеством с Россией. Они просто ошеломляющие за весь санкционный период. Это у западных стран вызывает обеспокоенность. Они обозначили свои планы сотрудничества с государствами ЦА для борьбы с глобальными вызовами, а также заявили о намерении поддерживать совместные проекты в области транспорта, в том числе ТМТМ, говорится в опубликованном на сайте Белого дома заявлении. По мнению Князева, идет игра на повышение. 


Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1177
Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Анастасия Башкатова

В научной среде и на государственном уровне не сложилось четкого понимания, чего именно надо достичь

0
1612
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
1043
Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
923

Другие новости