Оппозиционер Сергей Тихановский уверен, что Белоруссия должна быть свободной, но внеблоковой. Фото Reuters
В Вильнюсе прошла конференция оппозиционеров, несогласных с курсом Светланы Тихановской, которые намерены создать альтернативную ее Объединенному переходному кабинету (ОПК) структуру. На этом фоне сам ОПК предложил администрации Дональда Трампа, правительствам стран Европейского союза, а также Великобритании провести конференцию, посвященную «разрешению глубокого внутриполитического кризиса и содействию началу национального диалога в Беларуси». А вот Сергей Тихановский продвигает через американские СМИ идею «финляндизации» Белоруссии.
Оппоненты Светланы Тихановской намерены создать орган, который, как они надеются, будет конкурировать с ее Объединенным переходным кабинетом. Его назвали Белорусской национальной коалицией.
Создатели уверены, что она станет «переходным органом стратегического управления и представительства белорусского народа».
Организаторы «Схода неравнодушных» провели первую часть своего мероприятия в помещении литовского Сейма, что должно было подчеркнуть серьезность начинания.
Инициативная группа включает в себя членов движений «Народная Громада» и Белорусская христианская демократия. В прошлом году на выборах в Координационный совет их объединение получило всего 2,46%. Тем не менее на мероприятии выступил спикер литовского Сейма Юозас Олекас. Политик в очередной раз подчеркнул, что Вильнюсу важно, чтобы Республика Беларусь стала демократической. Но его участие скорее всего имело целью в очередной раз подчеркнуть, что власти Литвы без особой симпатии относятся к Тихановской и ее соратникам из Объединенного переходного кабинета.
Между тем ОПК упорно пытается утвердить свою легитимность на международном уровне. Кабинет выпустил заявление, адресованное администрации президента США, правительствам стран Европейского союза, а также Великобритании с призывом провести конференцию, посвященную «разрешению глубокого внутриполитического кризиса и содействию началу национального диалога в Беларуси».
ОПК откровенно заявляет, что документ составлен «в связи с активизацией переговоров по выработке мирного плана для Украины». Кабинет сообщает мировому сообществу: «Считаем важным отметить, что снятие санкций с режима Лукашенко должно быть обусловлено изменением внутренней репрессивной и внешней агрессивной политики режима, а также началом полномасштабного диалога с белорусским обществом и демократическими институтами». Под «демократическими институтами» ОПК явно подразумевает себя.
Светлана Тихановская между тем вечером 25 ноября прибыла в Германию с двухдневным визитом. О цели визита сообщил оппозиционным СМИ главный советник Тихановской Франак Вячорка: «Тематика встреч – видение белорусами плана Трампа, его последствия для Беларуси, европейская стратегия для Беларуси, освобождение политзаключенных, поддержка репрессированных и независимых СМИ, реакция на гибридные атаки Лукашенко на Литву и Польшу».
Накануне отбытия в Германию на брифинге в Варшаве Тихановская в очередной раз подчеркнула, что находится в контакте с окружением Трампа. «Я разговаривала пару дней назад со спецпосланником президента Трампа по Беларуси Джоном Коулом и могу сказать, что мы одинаково оцениваем ситуацию. Господин Коул прилагает большие усилия, чтобы вытащить наших людей из тюрем и добиться прекращения репрессий. И чтобы люди имели возможность остаться в Беларуси», – поделилась Тихановская.
Глава ОПК сообщила: «Надеюсь, что в ближайшие недели у нас будут хорошие новости. Вместе с правозащитными организациями мы подготовили необходимую инфраструктуру, чтобы принять политзаключенных в Польше и Литве и обеспечить их самым необходимым».
Между тем супруг Светланы Тихановской Сергей все активнее заявляет о своей альтернативной позиции. Он опубликовал в газете The Washington Post колонку, в которой предложил меры по превращению Белоруссии в «новую Финляндию».
Ранее эту идею Сергей уже озвучивал публично. Но, видимо, он решил сделать ее основой своей политической программы.
Тихановский тоже высоко оценивает дипломатические усилия Трампа, который, по его мнению, сочетает «прямые контакты, выверенное давление и транзакционную дипломатию – то, что требует настоящий момент». И делает плавный переход: «И это подводит меня к моей родной Беларуси – и к тому, почему она имеет значительно большее значение, чем большинство в Вашингтоне готовы признать».
Тихановский явно в пику окружению жены называет наивным посыл «Спасите нас. Помогите нам свергнуть диктатора. Позвольте нам вступить в Европейский союз и НАТО».
Бывший заключенный заявляет: «Суровая правда в том, что Беларусь не вступит в НАТО или ЕС в ближайшее время. Делать вид, что это не так, значит только подогревать паранойю Москвы и держать Беларусь в ловушке вечной зависимости».
Сергей Тихановский предлагает альтернативную стратегию, ориентированную на исторический опыт Финляндии времен холодной войны, которая умела сочетать суверенитет, высокий уровень жизни и сохранять нейтралитет.
«Нейтральная Беларусь – свободная, суверенная и внеблоковая – могла бы служить интересам всех. Она стала бы буфером, не превращаясь в пешку, стабилизирующим элементом, а не точкой напряжения», – полагает политик.
И, как и супруга, апеллирует к США, призывая американскую администрацию быть готовой к моменту, когда «окно возможностей снова откроется»: «Когда это произойдет, США должны быть готовы взять на себя лидерство, воспользоваться шансом превратить Беларусь из серого буфера в стабилизирующий мост на границе Европы. Цена колебаний будет измеряться не только потерей влияния, но и дальнейшим разрушением порядка, который когда-то построила Америка».

