Польша не планирует вводить режим чрезвычайной ситуации на границе с Беларусью. Фото с сайта www.sb.by
Польша не планирует вводить режим чрезвычайной ситуации на границе с Белоруссией вслед за Литвой, заявил в эфире национального радио министр внутренних дел и администрации Марцин Кервиньски. Он утверждает, что ситуация на границе улучшилась. Между тем министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович, назначенный ответственным за реализацию чрезвычайных мер, жалуется, что представители транспортных компаний вернулись из Беларуси с «промытыми мозгами» и предъявляют претензии собственному правительству. Эксперты полагают, что политика Минска направлена на принуждение Вильнюса к политическому диалогу, но тот категорически не хочет на него идти.
Сейм Литвы в ближайшие дни рассмотрит проект постановления, которое на три месяца расширит полномочия военных. Они получат право проверять документы, досматривать транспортные средства, задерживать лиц, подозреваемых в преступной деятельности, применять спецсредства. Эти меры необходимы для реализации режима чрезвычайного положения, которое правительство страны объявило 9 декабря.
Согласно официальному заявлению, решение принято «в связи с продолжающейся угрозой национальной безопасности государства и опасностью для жизни и здоровья людей, а также для имущества и (или) окружающей среды, создаваемой тем, что на территорию Литвы из Беларуси запускаются воздушные шары, перевозящие контрабанду».
Между тем Польша не планирует вводить режим чрезвычайной ситуации на границе с Беларусью из солидарности с Литвой. В эфире Radio Zet министр внутренних дел и администрации Марцин Кервиньски сообщил, что власти страны не видят в этом необходимости, «потому что ситуация на польско-белорусской границе за последние недели улучшилась».
«Миграционная нагрузка снизилась», – сообщил министр. И действительно, впервые за почти два года Польша уже больше недели (со 2 декабря) не фиксирует попыток проникновения нелегальных мигрантов с белорусской территории. Улучшение обстановки очевидным образом последовало за принятием Варшавой решения об открытии двух погранпереходов.
Тем временем правительство Литвы назначило «операционным руководителем по чрезвычайной ситуации» министра внутренних дел Владислава Кондратовича. Комментируя ситуацию порталу LRT.lt., он помимо других проблем отметил и то, что представители дальнобойщиков, которые посетили Беларусь, чтобы ознакомиться с ситуацией, сложившейся с остающимися на ее территории грузовиками, по возвращении потребовали от Литвы диалога с Беларусью.
«Побыв там пару дней, они возвращаются с «промытыми мозгами» и говорят: нет, шары не летают, а грузовики стоят, потому что мы не разговариваем. Так о чем же мы будем разговаривать? О том, чтобы «отпустить грузовики»? Да что тут непонятного – грузовики должны ехать! Видимо, это попытка давить на нас внутри. То же самое происходит и через жителей, которые не могут полететь на отдых или по делам», – заявил Кондратович.
Накануне претензиями Литвы в очередной раз возмутился президент Александр Лукашенко. И заявил по поводу грузовиков: «Если они валяются на обочине дороги, может, в Литве это нормально. У нас это неприемлемо. Мы их разместили на стоянках, охраняем, чтобы никто не влез в эти автомобили, чтобы груз сохранился. Не надо «на дурницу» кричать гвалтом и шуметь. Не надо привлекать американцев, россиян или украинцев. Этот номер не пройдет. Эта тема лежит в плоскости наших переговоров и наших соглашений».
А государственный секретарь Совета безопасности Александр Вольфович в эфире телеканала «Первый информационный» рассказал о ситуации подробно. И из его рассказа стало понятно, как именно происходило формирование позиции литовских перевозчиков, предъявляющих претензии своей власти.
«Сегодня абсолютно спокойная обстановка по этому вопросу, абсолютно контролируемая. Водители с пониманием отнеслись к той ситуации, которая сложилась. Конечно, радости и оптимизма у них это не вызывает. Люди страдают, люди находятся вне своих домов. Хоть и в Беларуси им предоставлены практически все необходимые условия. И даже руководству литовских компаний мы разрешили приехать, встретиться с водителями, посмотреть, в каких условиях находятся на территории Беларуси их машины, водители. Они с удивлением сказали: «Да, нам до вас далеко, потому что таких условий на территории Литвы, к сожалению, не создано для водителей, для перевозчиков», – отметил Александр Вольфович.
Политический аналитик Валерий Карбалевич на одном из оппозиционных сайтов отмечает, что решение властей Литвы о введении чрезвычайного положения довольно неоднозначно и говорит главным образом о стремлении хоть как-то отреагировать на различные факторы, оказывающие на них давление.
Эксперт отмечает: «С одной стороны, воздействуют белорусские власти: грузовики, зонды, препятствия работе аэропорта, а с другой – есть внутреннее давление литовской общественности: хозяева грузовиков собираются устраивать акцию протеста, недовольные люди, которые страдают от остановки работы Вильнюсского аэропорта, в общем некоторые авиакомпании задумываются над тем, чтобы остановить или сократить рейсы в Вильнюс, это большие потери и экономические, и репутационные. В СМИ, парламенте, оппозиции это почти что главная тема политической повестки дня. Поэтому правительство Литвы должно что-то делать – и делает то, что может».
Эксперт полагает: «Белорусское правительство стремится принудить Вильнюс к переговорам на политическом уровне – это желание включить в них не только вопросы грузовиков, зондов, но и вопрос санкций. Чтобы Литва отменила какие-то ограничения, которые может, даже в рамках решений ЕС. Во всяком случае до визита американской делегации в Минск, до переговоров с Джоном Коулом вряд ли что-то сдвинется в этом плане. Но визит должен состояться очень скоро».


