0
6020

12.10.2016 00:01:00

Углеводородные страшилки для обывателя

Тэги: экономика, сырьевые запасы, нефть, газ, прогнозы, энергетика, углеводороды, моноресурсы


экономика, сырьевые запасы, нефть, газ, прогнозы, энергетика, углеводороды, моноресурсы Фото Gettyimages

В то время как бывший немецкий канцлер Герхард Шредер получил пост председателя совета директоров компании Nord Stream 2, несмотря на возражения польского регулятора продолжающей строительство нового газопровода из России в Европу, ряд видных российских предпринимателей и политиков выступили с предупреждениями о конце века углеводородов через какие-то полтора десятка лет.

Так, в эфире программы «Познер» глава Сбербанка России Герман Греф заявил, что сырьевые запасы в России могут закончиться в 2032 году. Несколько ранее тот же сценарий предсказал и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

Конечно, покупатели российских углеводородов должны были бы нервозно отреагировать на подобные пророчества. Ведь, как правило, в газовой сфере трубопроводные проекты по-прежнему носят долгосрочный характер, а экспорт нефти наполняет добрую долю российского бюджета. И покупателям российских нефти и газа наряду с ценой важен такой фактор, как надежность поставщика.

Однако пока эти предупреждения не вызвали какого-либо отклика у серьезных потребителей российских углеводородов. Не в последнюю очередь произошло это потому, что подобных прогнозов за последние по крайней мере 100 лет было немало и все они оказались несостоятельными. Напомним, что еще в 1939 году предсказывали, что нефти осталось на 13 лет, а газа – на 10. С 1960-х годов говорилось о том, что нефть заканчивается, ее роль падает, но мы видим прямо противоположное. А знаменитые доклады Римского клуба «Пределы роста» утверждали, что многие металлы и минералы закончатся к середине 1990-х.

Сколько же лет мы сможем использовать углеводородное сырье для покрытия наших энергетических потребностей? На семинаре «Нефтегазового диалога» в Институте мировой экономики и международных отношений РАН в конце прошлого года отмечалось, что основной прирост ресурсной базы углеводородов будет приходиться на трудноизвлекаемые запасы (сланцевые нефть и газ, гидраты, битумные пески и т.п.). Однако, чтобы понимать суть проблемы, необходимо прежде всего обсудить реальный механизм образования нефтяных и газовых скоплений на нашей планете

13 февраля 2007 года в приложении «НГ-энергия» была опубликована статья казанского профессора Рената Муслимова. В ней, в частности, отмечался значительный эффект при поиске нефти в последнее время при помощи изучения пород кристаллического фундамента, расположенных на глубинах от 0 до 15 км. Его перекрывают осадочные породы, в которых и находятся известные сейчас месторождения нефти. Исследования ученых из Татарстана показали, что кристаллический фундамент играет важнейшую роль в постоянной «подпитке» нефтяных месторождений осадочного чехла новыми ресурсами за счет притока углеводородов по скрытым трещинам и разрывам из глубин. В Татарстане отмечен ряд залежей, где уже извлечены все запасы, а добыча нефти продолжается.

Многие мировые эксперты и ученые высказывают сомнения в научности пока господствующей в обывательском представлении концепции образования нефти и газа из органических остатков былых эпох. Ведь существует и другая точка зрения – концепция абиогенного глубинного происхождения углеводородов. Эта концепция основана на представлениях о том, что генерация углеводородов происходит в глубинных слоях Земли вследствие абиогенного (неорганического) синтеза.

Если описанный механизм образования нефтегазовых скоплений справедлив, то освоение месторождений углеводородного сырья должно строиться исходя из баланса объемов подпитки и отбора при их эксплуатации. Если добычу углеводородов производить с темпом отбора, равным темпу подпитки, то месторождение сможет эксплуатироваться очень длительное время, возможно, сотни лет. Правда, это потребует коренного изменения способов и режимов эксплуатации нефтегазовых месторождений, разработки и внедрения принципиально новых типов оборудования и материалов.

Я не думаю, что все вышеприведенные выкладки неизвестны уважаемым оппонентам нынешнему нефтегазовому вектору российской экономики. Тем более что глава Сбербанка высказал свои сомнения насчет своих же предупреждений: «На мой взгляд, это примерно 2028–2032 годы, когда, по моему мнению – не факт, что я прав, – по всем ощущениям, по всем трендам, которые мы видим сегодня, не будет повторения такого суперсырьевого цикла».

Понятно, что ставка только на сырьевое развитие весьма сужает возможности России и чревата непредсказуемыми последствиями из-за изменения мировой конъюнктуры, конкуренции на рынке или банальных санкций со стороны потребителей наших ресурсов. Определенные ограничения на использование углеводородов, особенно нефти, накладывают и обязательства, которые придется взять России после вступления в силу Парижского соглашения по климату. Поэтому, конечно, выход из моноресурсного состояния экономики необходим. Но, наверное, постепенно, с учетом необходимости использования ресурсных возможностей страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
574
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
516
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
474
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
523

Другие новости