0
1487
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.05.2008 00:00:00

Перебежчики в НАТО

Герхард Симон

Об авторе: Герхард Симон - доктор исторических наук, профессор Кельнского университета, преподаватель Боннского университета.

Тэги: нато, ес, расширение


Все страны Восточной Европы, бывшие ранее членами Варшавского договора, уже вступили в НАТО и ЕС. К этому же стремятся и все расположенные в Европе бывшие советские республики – за исключением России и Белоруссии. Прибалтийские государства уже достигли своей цели. Украина и Грузия пока стучатся в двери НАТО и Евросоюза. Однако лишь вопрос времени, когда они станут членами этих организаций.

Следовательно, вопрос о причинах такой интеграции имеет принципиальное значение и касается не одной Украины. Прежде всего следует констатировать, что инициатива по расширению НАТО и ЕС исходила и исходит от самих кандидатов, а вовсе не от ЕС или НАТО. Наоборот, обе международные организации все еще колеблются и откладывают решение вопроса с этими кандидатами на будущее, что недавно испытали на себе Украина и Грузия, стремящиеся к присоединению к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ).

Основной причиной для желания стать членом альянса и ЕС является решимость этих стран ориентироваться на Запад, на Европу, стать частью зоны широкой евроатлантической интеграции, сложившейся после Второй мировой войны. Мотивы новых государств существенно не отличаются от целей Конрада Аденауэра и других западногерманских политиков в период после 1949 года, когда Западная Германия решила стать частью Запада, навсегда отказавшись от особого, немецкого пути развития.

Евроатлантическая интеграция считается гарантией стабильности, безопасности и благосостояния. Этому нет никакой альтернативы. Государства на востоке Европы, ранее управлявшиеся коммунистами, хотят получить это благосостояние, участвовать в свободной демократии и иметь гарантии безопасности, предоставляемые НАТО. Скорее следовало бы поинтересоваться причинами, почему от этой общей тенденции отказываются Россия и Белоруссия.

После 1991 года Россия вынашивала идею создания своей зоны интеграции, то есть она хотела не интегрироваться, а интегрировать. Существовали представления, что СНГ, Ташкентский договор или Единое экономическое пространство смогут превратиться в структуру, похожую на ЕС или НАТО. Сейчас, по прошествии более чем 15 лет, стало ясно, что это были иллюзии. Россия не в состоянии создать структуры, которые бы обладали такой же притягательной силой, как НАТО или ЕС.

Причина этого состоит вовсе не в отсутствии доброй воли или экономических возможностей. Причина лежит в прошлом. Это еще один мотив, которым руководствуется Украина, стремясь к вступлению в НАТО. Для Украины, так же как и для стран, предшествовавших ей на этом пути, членство в НАТО является важным шагом, направленным на то, чтобы отмежеваться от прошлого и встать на путь в независимое будущее. В течение столетий Украина была составной частью империи. Высвобождение из империи является неотъемлемым условием для гарантии будущего. В европейской истории бывшим империям нигде и никогда не удавалось вернуть в свое лоно страны, отделившиеся от метрополии и ставшие национальными государствами. Это в одинаковой степени касается как британской и французской колониальных империй, так и Австро-Венгрии и Османской империи.

Большая притягательная сила НАТО и ЕС базируется на том, что у них нет никакого прошлого. Они являются новообразованиями, порожденными катастрофой ХХ столетия. Они оставили позади имперское прошлое и вместе с тем, по крайней мере частично, отказываются от принципа национального государства. В этих международных организациях действует принцип равноправия всех членов, включая также и малые нации. Символически это демонстрирует тот факт, что в настоящий момент в ЕС председательствует Словения. Конечно, США внутри НАТО – не просто равные среди равных. И тем не менее недавний саммит в Бухаресте, в ходе которого американскому президенту так и не удалось добиться поддержки своей позиции относительно Украины и немедленного предоставления ей возможности присоединения к ПДЧ, продемонстрировал ограниченные возможности для действий Америки внутри блока.

НАТО – это нечто большее, чем просто военный договор. Одновременно это и политический альянс, требующий от своих членов достижения определенного уровня демократии и правовой государственности, а также предполагающий соблюдение обязательных политических ценностей. Это третья причина желания Украины стать ее членом. Киев настоятельно нуждается в рычагах, способных продвинуть вперед политические и экономические реформы. Украина в настоящий момент не является стабильной демократией, но она стремится к этому. Демократические, ориентирующиеся на Запад элиты нуждаются в поддержке извне, и они ищут ее. Их цели, направленные на борьбу с коррупцией, создание независимой судебной системы, функционирующей Конституции, могут быть легче реализованы при поддержке этих требований извне. Перед тем как Украина станет членом НАТО, в стране не только пройдет реформа Вооруженных сил и их адаптация к стандартам НАТО, страна-кандидат должна подтвердить, что она находится на пути к либеральной демократии, что в ней наблюдается прогресс в сторону правовой государственности и исключен возврат к авторитарной системе. Именно эти рычаги и стремится получить в свои руки ориентирующаяся на европейские, западные ценности украинская элита. Поскольку ЕС до сих пор не готов открыть для Украины такую перспективу членства, все силы в настоящий момент направлены на вступление в НАТО.

В связи с взволнованной реакцией противников вступления Украины в НАТО напомним, что Украина вот уже 10 лет поддерживает интенсивные партнерские отношения с НАТО. В мае 2002 года президент Кучма объявил вступление в альянс стратегической целью. То есть вовсе не нынешнее оранжевое правительство «изобрело» этот принцип. Тогдашний премьер-министр Янукович и его Партия регионов, пока они были у власти до конца 2004 года, не отказывались от официальной цели членства в

НАТО. Наоборот, в те годы, когда Кучма был президентом, а Янукович премьер-министром, Киев искал интенсивного сотрудничества с блоком. В 2003 и 2004 годах разрабатывались и реализовывались ежегодные планы действий между НАТО и Украиной. Ежегодные планы действий служили предварительной ступенью к ПДЧ.

Заявлению, сделанному в заключительном коммюнике в Бухаресте о гарантии вхождения Украины и Грузии в НАТО, предшествовала долгая предыстория. Хотя предоставление ПДЧ было отсрочено, речь больше не идет о том, станут ли Украина и Грузия членами НАТО. Вопрос лишь в том, когда это произойдет. Противниками вступления в альянс обычно приводятся два аргумента: во-первых, большинство украинских граждан отклоняют такую перспективу, а во-вторых, членство в НАТО якобы еще больше усложнит взаимоотношения с Россией.

Опросы общественного мнения показывают, что лишь треть граждан выступают за то, чтобы Украина стала членом НАТО. Все ведущие политики постоянно заявляют, что Украина вступит в альянс лишь после проведения референдума, в ходе которого большинство граждан выскажутся в пользу НАТО. Поэтому озабоченность тех, кто предупреждает о нарушении принципа демократии, излишняя, то есть они ломятся в открытую дверь, ибо никто серьезно не намерен осуществить вступление в НАТО помимо воли населения. Сторонники НАТО скорее убеждены, что с помощью соответствующей разъяснительной работы среди населения через несколько лет удастся добиться поддержки большинства. Так обстояло дело и в других странах, недавно вступивших в НАТО, например в Словакии и Словении. Уверенность в том, что также и украинцев, проживающих на востоке и юге страны, удастся убедить в том, что вступление в НАТО отвечает интересам страны, подтверждается анализом прошлого. Ведь именно Кучма и Янукович, то есть политические представители восточной части Украины, были первыми, сформулировавшими эту цель.

Возникает вопрос: приведет ли вступление в Североатлантический альянс к конфронтации с Россией и нанесет ли оно таким образом тяжелый политический и экономический ущерб Украине? Если верить нынешней риторике некоторых ведущих российских политиков и военных, то следует исходить именно из этого. Но в данном случае полезно обратиться в недавнее прошлое. Перед тем как в 1999 году Польша, Чехия и Венгрия вступили в блок, антинатовская риторика Москвы достигла головокружительной высоты – вплоть до угроз, что расширение НАТО может привести к войне. Нечто похожее, хотя и на более низком уровне, повторилось, перед тем как в 2004 году членами НАТО стали прибалтийские государства. После этого российская политика смогла вернуться к своей прагматической и кооперативной линии. В конструктивном сотрудничестве между Россией и НАТО заинтересованы обе стороны. Российский президент подчеркнул это, впервые приняв участие в заседании Совета НАТО–Россия в связи с Бухарестским саммитом.

Для стороннего наблюдателя трудно понять, почему российская политика вновь и вновь неизбежно впадает в риторику, оказавшуюся в прошлом безуспешной. В 1992 и 1993 годах Верховный совет принял несколько резолюций о том, что Крым и Севастополь принадлежат России. Эта и подобные ей кампании в 1996 году внесли существенный вклад в укрепление стремления Украины к независимости, так что после этого даже украинские коммунисты стали выступать за «незалежность». Сейчас опять раздаются угрозы, будто Россия в случае вступления Украины в НАТО прибегнет не только к военным мерам, Украина прекратит свое существование как государство и распадется на исторические составные части. В действительности такая риторика дает дополнительные аргументы к тому, почему Украине следует как можно быстрее искать защиты НАТО.

А есть ли выход? Как Украина и Россия могут разрушить фатальный круговорот взаимных страхов? Если политический класс в России прекратит видеть в конце Советского Союза крупную геополитическую катастрофу, а, напротив, будет усматривать в развале империи шанс для лучшей России в будущем, это станет первым шагом на пути к выходу из заколдованного круга подозрений и утопий, обращенных в прошлое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1261
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3348
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1901
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2203

Другие новости