0
17627
Газета Дипкурьер Печатная версия

26.04.2020 19:38:00

Итоги года правления Зеленского не вызывают оптимизма

Украина сталкивается с внешними и внутренними вызовами

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: украина, президент, зеленский, экономика, мвф, конфликт, донбасс, м инские соглашения, коронавирус


украина, президент, зеленский, экономика, мвф, конфликт, донбасс, м инские соглашения, коронавирус От Владимира Зеленского требуются решения, но он лишь следует за политическими и экномическими событиями.Фото c cайта www.president.gov.ua

В мае 2020 года исполнится год с момента, когда Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. Известный актер пришел к власти на волне популистских обещаний, в которые в тот период поверила значительная часть населения.

Формально Зеленский может ставить себе в заслугу стабилизацию экономической ситуации и небольшой рост экономики, борьбу с коррупцией, обмен пленными, которые удерживались Киевом и непризнанными республиками, активизацию переговорного процесса. Однако президент не решил принципиальных вопросов, которые будут определять развитие страны в будущем.

Прежде всего Владимир Зеленский не решил конфликт в Донбассе, хотя эта тема была одной из ключевых в его предвыборных обещаниях. На фоне неспособности бывшего президента Украины Петра Порошенко положить конец конфликту обещания нового кандидата привлекли внимание электората. Население как западных, так и восточных регионов поддерживало прекращение войны в Донбассе. Однако за год нахождения на должности президента Зеленский не приблизился к решению конфликта.

Сказалось отсутствие опыта государственного управления. Команда Зеленского, представленная в основном бывшими коллегами по актерскому цеху, также не имела четкого видения решения данного вопроса. Владимир Зеленский, как и Петр Порошенко, в значительной степени оказался заложником политической ситуации. Доминирование в структурах исполнительной и законодательной власти, на региональном и местном уровне представителей национально ориентированной политической элиты не только ограничило возможности для политического маневра президента Украины в решении данного вопроса, но и фактически не предполагает изменения подходов официального Киева к урегулированию конфликта в Донбассе.

В подобной ситуации несколько лет назад оказался Петр Порошенко. Он попытался урегулировать конфликт мирным путем, что предполагало кардинальные изменения в развитии Украины. Однако варианты федерализации и изменения отношений между Киевом и регионами встретили сопротивление Верховной рады. В результате бывший президент изменил свою позицию.

Пока Зеленский не отказывается от Минских соглашений, одновременно выдвигая инициативы по внесению в них изменений. С одной стороны, глава государства таким образом реагирует на противодействие со стороны радикальных националистических сил, которые оказывают на него политическое давление. В то же время он вынужден демонстрировать населению приверженность мирному решению конфликта в Донбассе. В противном случае он должен пойти на конфликт как с парламентскими партиями, так и с непарламентскими силами, которые выступают за проведение антироссийского курса и евроинтеграцию. Двойственность политики украинского президента ведет к затягиванию конфликта и в то же время позволяет ему не обострять отношения со сторонниками жесткого курса в отношении Донбасса.

Зеленскому не удалось создать предпосылки для кардинального изменения ситуации в экономике. Формально за последний год в стране был отмечен незначительный экономический рост. Однако в 2020 году Украина столкнулась с проблемой обслуживания внешнего долга, выплаты по которому должны составить до 9 млрд долл. При отсутствии собственных средств для выплат по внешним долгам страна была вынуждена обратиться за помощью к международным финансовым институтам и западным странам. Последние не заинтересованы в обрушении украинской экономики или резком обострении политической ситуации. В итоге Украина достигла предварительной договоренности о подписании новой программы с МВФ, объем которой может составить до 8 млрд долл. Кроме того, Евросоюз может выделить Украине в общей сложности до 1,5 млрд евро, в том числе на борьбу с эпидемией коронавируса. В итоге размер помощи может достичь 10 млрд долл. Одновременно в обмен на оказание помощи МВФ США и ЕС выдвинули жесткие требования. Так, под давлением МВФ Украина была вынуждена принять закон, который с 1 июля 2021 года отменит мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. На очереди закон о банках, который также принимается в ускоренном режиме под давлением МВФ.

Требования МВФ и ЕС, который также готов выделить финансовые средства в обмен на «реформы», усилят зависимость Украины от западных государств и международных финансовых институтов. Выделение дополнительных средств Украине подтверждает заинтересованность Запада не допустить переориентацию Киевом внешнеполитического курса. Например, в сторону нормализации российско-украинских отношений. Не для этого ЕС и США на протяжении длительного времени способствовали приходу к власти в Украине прозападно настроенной элиты, чтобы теперь позволить ей развернуться к России. Таким образом, усиление зависимости от внешнего фактора и давление радикальных националистических сил, которые по-прежнему сохраняют влияние в коридорах власти, еще больше ограничат возможности Зеленского в решении конфликта в Донбассе и проведении сбалансированной внешней политики.

По всей видимости, рейтинг президента, который уже снизился, продолжит свое падение. На популярность президента повлияет ситуация в экономике. Так, в марте 2020 года промышленное производство в Украине уже снизилось на 7,7% по сравнению с мартом 2019 года. Национальный банк Украины прогнозирует падение ВВП страны в текущем году на 5%, что усилит социально-экономические проблемы у населения. Это, в свою очередь, скажется на политических предпочтениях электората, который окончательно разочаруется в президенте-популисте. Свою роль сыграет пандемия коронавируса, которая усилит негативные процессы в украинской экономике. Это может спровоцировать политическую активность различных сил, которые откроют новый этап борьбы за власть.

В отличие от фильма «Слуга народа», в котором Зеленский сыграл главную роль, в жизни президент сталкивается с комплексом проблем, которые нельзя поставить на паузу. От Владимира Зеленского требуется принятия решений, к чему глава государства и его окружение не готовы. Президент привык находиться во власти, но не руководить. Соответственно Зеленский следует за политическими и экономическими событиями, которые разворачиваются в стране. В итоге он и дальше будет делать много громких заявлений, не подкрепляя их реальными делами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2345
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
2123
Россия повернулась к Китаю

Россия повернулась к Китаю

Владимир Скосырев

Главы РФ и КНР констатировали, что тесное взаимодействие Москвы и Пекина соответствует коренным интересам двух стран

0
2178

Другие новости