0
1515
Газета Культура Интернет-версия

16.11.1999 00:00:00

Хлебнуть добра и боли

Тэги: Дворцевой, документальное кино


В ДОМЕ кино прошел вечер режиссера Сергея Дворцевого. Впервые за несколько лет Большой зал был отдан под документальное кино. Зал был полон. Режиссеру вручили премию имени Андрея Тарковского. У Сергея Дворцевого это уже 50-я награда, а премию имени Тарковского он получил вслед за Юрием Норштейном, Отаром Иоселиани и Александром Сокуровым. Награду эту дают режиссерам, творчество которых отличает своеобразный язык, философско-поэтический стиль. Для профессионального самосознания документалиста выше этой награды вряд ли найдется какая-либо другая. Это значит, что ты признан художником, а твое творчество - искусством.

Сергей Дворцевой снял три фильма: "Счастье" (1995), "Хлебный день" (1998) и "Трасса" (1999). Сами собой они сложились в трилогию, объединенные общим энергетическим источником, здесь - обыкновенная жизнь обыкновенных людей. Но в этой обыкновенности Дворцевой нашел, выделил совершенно необыкновенные ситуации - не по их внешней поверхности, а по внутреннему ощущению, которое они вызывают и у самого режиссера, и у зрителей. Сергей Дворцевой дает возможность, как сказал поэт, "хлебнуть добра и боли". Не может быть, чтобы после его фильмов зритель остался безучастным к миру и к себе самому.

В "Счастье" и "Трассе" будто одни и те же герои - чабан-кочевник со своим многочисленным семейством. На самом деле это разные люди, но существование в степном казахском пейзаже, постоянная готовность к перемене мест, а в "Трассе" и вовсе длительное движение в стареньком автобусе по бескрайнему шоссе оставляют впечатление одних и тех же лиц и одной и той же жизни. Бытовая реальность этих картин безрадостна и тягостна, но человек, проклиная ее ежедневно, все же думает о счастье, которое совсем близко - стоит только переместиться в пространстве. Туда, где растет зеленая трава и есть немного влаги. И кочевник ведет своих верблюдов и маленьких детей, гонит овец на новое место, разбивает стоянку и опять обживает кусочек степи, продуваемый всеми ветрами. Для счастья этим людям больше ничего не надо. Смыслообразующий характер обеих лент и заключается в таком нетривиальном понимании простой и нетребовательной жизни, когда она позволяет человеку испытать короткое счастливое мгновение и сохранить это ощущение внутри. В "Трассе" семья самодеятельных артистов-циркачей кочует по шоссе в разбитом автобусе. Вся жизнь проходит в движении, с остановками в тех местах, где есть хоть небольшое скопление людей, может быть, случайно собравшихся передохнуть от жары и трудов. Циркачи расстилают коврик и дают представление шоферам грузовиков, прервавшим путь, чтобы перекусить и напиться воды. А после концерта артисты снова садятся в автобус и едут дальше. Усталые лица светятся улыбкой, они счастливы, что доставили радость людям и заработали немного денег.

Фильм "Хлебный день" режиссер снимал в России, в заброшенном зимнем поселке, расположенном в 80 километрах от Санкт-Петербурга. В этот поселок, где остались одни старики, бездомные собаки да козы, раз в неделю привозят хлеб. Привозят сами же старики и старухи. Сначала идут на станцию несколько километров, где от железнодорожного состава отцепляется последний вагон с хлебом. Поворачивают его на тот путь, который ведет к поселку, и катят дальше, толкают до самого места. С прибытием вагона в поселке начинается хлебный день.

Сергей Дворцевой снимает жизнь какая она есть, не подправляя ее и не комментируя. Он лишь "кадрирует", если можно так сказать. Слышны голоса старух, добродушный мат подвыпивших мужиков, лай собак. Общие длинные планы, эпизоды без монтажа - тягучая, нищая, прозаическая жизнь с ожиданием хлебного дня как избавления. Весь фильм состоит из свободных эпизодов, объединенных временем и существованием в нем людей и животных - всем живым. Собака нашла в снегу что-то съестное. К ней бросается стайка щенков, пытаясь дотянуться до ее сосков, она в ответ огрызается, рычит, злится. Пестрая козочка подходит к сараю, зовет запертого там козлика, тот выглядывает в маленькое окошко - между ними начинается "разговор". Чем не любовная сцена! Солнце, будто ожившее, устало, медленно движется к горизонту и пропадает там за кромкой земли. Люди приходят в магазин за хлебом, набирают мешки батонов и буханок. На всех не хватает, начинается ругань с продавщицей, требование заглянуть под прилавок. А потом старухи вновь толкают пустой вагон к станции.

Солнце закатилось, день прошел, жизнь прошла. Как Дворцевому удалось создать этот пронзительный образ России, от которого так больно?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
647
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
785
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
912
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
892

Другие новости