0
1109
Газета Культура Интернет-версия

25.11.1999 00:00:00

Отречемся от старого мира

Тэги: Европа, кино, фестиваль


В МОСКВЕ завершился международный фестиваль "Новая Европа: что мы приобрели - что мы потеряли?", в рамках которого состоялась неделя документальных и художественных лент, представленных десятью европейскими странами, снятых за десять лет после падения Берлинской стены, - "Новые фильмы, новые темы". Московская публика, изнуренная за этот же период примитивной американской продукцией, охотно шла в отданный "новоевропейским" картинам кинотеатр "Художественный". Зрительный зал в течение девяти вечеров, пока здесь бесплатно показывали кино стран бывшего соцлагеря, был полон, и окончание каждого показа неизменно сопровождалось признательными аплодисментами.

После Стены восточноевропейский кинематограф остался для нас территорией совершенно неизвестной, и, конечно, хотелось, чтобы этот фестиваль в какой-то мере помог преодолеть наше незнание. Однако общее впечатление от участвовавших в нем фильмов получилось довольно размытое, и вряд ли по представленным картинам можно судить о том, какие процессы происходят сегодня в киноиндустрии стран Восточной Европы. Видимо, отрасль переживает трудности, связанные, как и в России, прежде всего с финансированием (Румыния и бывшая Югославия вообще не были представлены) и, что еще печальнее, с отсутствием интересных художественных идей.

Документальный кинематограф Польши, Венгрии, Чехии в основном был посвящен, как и следовало ожидать, теме преодоления сталинизма. Понятие это стало универсальным по отношению к любому процессу, связанному с "советским" насилием. Современными кинодокументалистами из Восточной Европы эта тема, можно сказать, освоена. Режиссеры пытаются осмыслить свое недавнее прошлое не только в традиционном ключе строгого реализма ("89 миллиметров от Европы" Натальи Корынцкой-Груз, Польша). Совершенно неожиданной выглядела неигровая короткометражка "Конец сталинизма в Чехии" Яна Шванкмайера. Используя анимацию, режиссер снял ленту, насквозь ироническую и убедительную в том смысле, что сталинизму действительно наступил конец, он не более чем страшилка, над которой после всех испытанных страхов не грех и посмеяться.

В художественной части фестиваля кинематограф Восточной Европы и стран Балтии, чувствуется, игнорирует общественно-политические темы. Процессы, происходящие в обществе в последнее десятилетие, будто его и не касаются вовсе. Это можно было бы только приветствовать, если бы представленные на фестивале киноопусы давали хотя бы малейшие основания причислить их к разряду художественных открытий. Отрекшись от старого мира, режиссеры стран Балтии, например, настойчиво осваивают авторскую стезю. О чем свидетельствуют, по крайней мере, тягуче-бесконечный и невнятный "Двор" литовского режиссера Валдаса Навасайтиса и "Георгика" эстонца Сулева Кеедуса, полная многозначительных метафор и символов.

Если бы среди представленных на фестивале художественных картин провести конкурс, то главный приз, несомненно, получила бы чешская лента "Езда" оскароносца Яна Сверака. Фильм снят в модном нынче жанре путешествия и полностью лишен каких бы то ни было политических аллюзий. Единственное "политическое" напоминание в нем связано с "пражской весной", когда герои картины - трое молодых людей, остановившись на ночлег в незнакомом доме, находят там старые газетные вырезки. В фильме Яна Сверака отсутствует и роковой тоталитарный мотив, в отличие, скажем, от "Тоталитарного романа" Вячеслава Сорокина, которым на фестивале была представлена Россия. "Езда" к тому же несколько мелодраматична. Сюжет, построенный на неспешном передвижении героев в автомобиле по дорогам Чехии, предполагает не столько перемену мест, сколько перемены во внутреннем состоянии персонажей, движение чувств, неожиданные повороты в их отношениях. Трагический финал картины вряд ли может свидетельствовать о каких-то необратимых процессах, происходящих в молодежной среде постсоциалистической Чехии. Обыкновенная жизнь ее героев протекает вдали от каких бы то ни было общественных обстоятельств, она свободна от любых внешних потрясений. Присутствие в программе фестиваля "Тоталитарного романа" и "Езды", надо полагать, не случайно. Удушающую атмосферу фильма Сорокина, где человеческие судьбы ломаются, уродуются под давлением беспощадной тоталитарной машины, где герои существуют в неопрятном и тесном пространстве советских коммуналок, тщетно пытаясь противостоять и этому быту, и бессмысленной идеологии, невольно хочется сравнить с необъятными, просторными пейзажами чешской картины, в которых происходят незатейливые приключения молодых людей, путешествующих просто так, как бы "по воле волн". И если в фильме Сорокина мотив "пражской весны" доминирует, то у Сверака это только необязательный штрих, упоминание между прочим.

"Тоталитарным романом", в котором диссиденты борются за свободу, фестиваль завершился. Надо надеяться, что тем самым была обозначена черта, отделяющая недавнее прошлое от настоящего, в котором нет ни Берлинской стены, ни вездесущих кагэбэшников. Эта черта прошла и по восточноевропейскому кинематографу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
647
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
785
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
912
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
892

Другие новости