0
1243
Газета Культура Интернет-версия

15.02.2000 00:00:00

От "Ангела" до "Нежного возраста"

Тэги: Лебешев, кино


Павел Лебешев ждет своего режиссера.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

В ОДНОМ из своих интервью Павел Тимофеевич Лебешев сказал: "Оператор - это невеста: могут позвать, а могут не позвать. И будешь сидеть без работы. Главный в кино - режиссер". При всей практической точности этой формулировки оператор Павел Лебешев в искусстве фигура абсолютно индивидуальная. Его "камеру" не спутаешь ни с какой другой. При том что у разных режиссеров он бывает разный. В фильмах Никиты Михалкова он создал нежную, прозрачную атмосферу, - условно говоря, передал трепет листьев и движение капель росы, в "Ассе" Сергея Соловьева запечатлел будто специально сконструированное холодное пространство, в фильме Георгия Данелия "Кин-дза-дза" создал объемный, фактурный, заведомо фантастический мир. Разные типы экранной реальности, неожиданный взгляд, авторский стиль. А снято одним оператором - Павлом Лебешевым. Говорить о какой-то зависимости оператора от режиссера - значит предаваться досужим домыслам об отношениях не совсем поладивших людей на съемочной площадке: слишком это поверхностный, обыденный подход. В процессе работы над картиной такое нередко случается. Но речь о другом. Чтобы фильм получился, необходимо совпадение - одинаковое видение материала режиссером и оператором. Тогда начинается сотворчество. Оператор в этом случае соавтор. Нередко бывает, что только у него одного есть изобразительная версия картины. Есть режиссеры, которые, приступая к съемкам, не знают, какое должно быть изображение. Есть такие, которые имеют об этом представление и могут показать, объяснить свое понимание визуального решения фильма с помощью картин, фотографий, каких-то художественных ассоциаций. А есть такие, которые четко знают, что им нужно. Но в любом случае определить эстетику картины без оператора дело совершенно пустое. Во всех картинах, снятых Павлом Лебешевым, эстетическое решение по большей части принадлежит оператору.

Павел Лебешев начал работать в кино очень рано - "так давно, что трудно вспомнить". Сразу после окончания школы пришел на "Мосфильм", работал механиком. Первый раз поехал в экспедицию в Краснодар, где проходили съемки "Хождения по мукам". Оператором был легендарный Леонид Косматов. Некоторое время работал с отцом - знаменитым Тимофеем Павловичем Лебешевым. У него он был вторым оператором на картинах "Тишина" и "Щит и меч". Ассистировал Александру Харитонову на фильме "А если это любовь?". Первая самостоятельная работа - черно-белая короткометражка Андрея Смирнова "Ангел", долго пролежавшая "на полке". Со Смирновым была сделана еще одна картина - "Белорусский вокзал", судьба которой еще до съемочного периода складывалась непросто. В последний момент в Госкино решили, что фильм будет широкоэкранный и цветной. А Смирнов с Лебешевым собирались снимать, как и "Ангела", на узком экране в черно-белом изображении - все уже было продумано, разработано до мелочей. Павел Тимофеевич, несмотря на успех "Белорусского вокзала", относится к этому фильму осторожно: "С операторской точки зрения картина получилась неважнецкая. Хотя, конечно, снята она не хуже других фильмов того времени, но это не то, чего бы я хотел. Это, можно сказать, не мое лицо" - так критически относится он к этому фильму.

Некоторое время он работал с Андреем Тарковским. В то время режиссер уже был признанным гением, а Лебешев - начинающим кинематографистом, снявшим полузапрещенного "Ангела". Тарковский, посмотрев короткометражку Смирнова, пригласил Лебешева снимать фильм "Белый, белый день..." - так в первом варианте называлось "Зеркало". Работали вместе довольно долго, но потом сценарий закрыли, оператору пришлось уйти, а через какое-то время он начал снимать "Белорусский вокзал". К Тарковскому Павел Лебешев больше уже не попал...

Когда Павла Тимофеевича спрашиваешь, у кого он учился, он обычно отвечает: "Да ни у кого". Потому что прошел, скорее, не конкретные операторские "университеты", а то, что называется школой жизни - только в пространстве кинематографа. Закончил вгиковскую мастерскую Анатолия Головни, и что касается эстетики, то склонен причислять себя к петербургскому направлению, представленному Москвиным. "А главная школа, я даже назвал бы ее академией, - это российское кино", - говорит Павел Лебешев.

Он снял более 50 фильмов, в том числе те, которые заслуженно вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. В числе его соавторов-режиссеров, кроме Никиты Михалкова, Сергея Соловьева и Георгия Данелии, можно назвать Романа Балаяна, Сергея Бодрова, Эльдара Рязанова.

После "Сибирского цирюльника" Никиты Михалкова он снова попал к Сергею Соловьеву и только что закончил съемки его картины "Нежный возраст". О своих дальнейших планах он не без юмора сообщает: "Принимаю заявки на рассмотрение. Жду своих режиссеров. Может, Никита (Михалков. - А.К.) соберется, да и у Соловьева уже есть новый проект".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
648
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
787
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
912
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
893

Другие новости