0
740
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2000 00:00:00

Дебютанты и мэтры в одном конкурсе

Тэги: кино, фестиваль, Московский


СЕГОДНЯ вечером в киноконцертном зале "Пушкинский" (бывшем кинотеатре "Россия") пройдет торжественная церемония открытия XXII Московского международного кинофестиваля. Фестиваля, который по-прежнему относится к классу "А", то есть входит в круг избранных международных кинофорумов. Можно, как обычно, сетовать, что на нашем конкурсе, как и на нескольких последних фестивалях, ожидается немного хороших лент, что лучшие режиссеры предпочитают Москве Канны, Берлин и Венецию, однако же принадлежность к этой самой первой группе все равно тешит наше патриотическое чувство.

О патриотических чувствах в связи с ММКФ говорить - в самый раз. Тому порукой - руководящая и направляющая роль, которую принял на себя председатель Союза кинематографистов России и одновременно президент ММКФ Никита Михалков, который не только любит говорить о любви к Родине, но и снимает фильмы о том, как многое объясняет русскость героя (см. "Сибирский цирюльник"). В программу последних фестивалей непременно включалось какое-то специальное мероприятие, смысл которого можно было бы определить как "припадание к истокам". Вроде общей поездки на родину Шукшина - однодневным авиадесантом. В этом году такая же высокая патриотическая миссия уготована показу восстановленной и технически усовершенствованной версии "Войны и мира" Сергея Федоровича Бондарчука. Во все подобные мероприятия, конечно, вовлекаются зарубежные гости, которые таким образом как будто должны еще лучше понять загадочную русскую душу. Но все это, с другой стороны, имеет смысл и для отечественного потребителя. Ведь происходит все это в конце концов в Москве (или - шире - в России), в рамках Московского кинофестиваля. Следовательно, не все еще у нас на продажу (иные, впрочем, эту самую "продажу" в этих самых акциях и примечают). С третьей стороны, без такого вот патриотического уклона государственных бюджетных средств в нынешнем политическом контексте было бы не найти. А ни для кого не секрет, что 13 июля на заседании правительства обсуждался вопрос об оказании дополнительной поддержки XXII ММКФ и правительство приняло решение такую помощь оказать - в размере 17,7 миллиона рублей (из резервного фонда правительства РФ).

В патриотической части программы нынешнего фестиваля - сегодняшняя премьера. Дата открытия почти совпала с днем памяти семьи последнего русского императора. В таком контексте еще большее значение вкладывается в то, что Московский фестиваль открывается фильмом Глеба Панфилова "Романовы: венценосная семья". По традиции, которая связывает многие именитые кинофорумы, фильм, которым открывается фестиваль, в официальный конкурс не входит. Фильм создавался именитым российским режиссером в течение десяти лет и, как надеются специалисты, может составить серьезную конкуренцию как патриотизму а-ля Никита Михалков, так и монументальности а-ля Никита Михалков. В роли Николая Второго у Панфилова снялся замечательный петербургский актер и режиссер Александр Галибин.

Открытие очередного фестиваля - лишний повод вспомнить лучшие страницы и эпизоды. В таком воспоминании, быть может, найдется даже больше оснований для патриотических чувств. История фестиваля отсчитывается с 1935 года, хотя регулярно - раз в два года - Московский международный кинофестиваль проводится с 59-го. Таким образом, в глухие застойные годы ММКФ оставался приятным и даже временами странным рудиментом счастливой хрущевской "оттепели". С прошлого года решено проводить фестивали в Москве ежегодно, так что нынешний ХХII - в каком-то смысле первая подобная попытка (поскольку по старому "графику следующий фестиваль должен был состояться лишь в будущем, 2001 году).

В 59-м году Большой приз получила "Судьба человека" Бондарчука. С тех пор среди лауреатов непременно фигурировал отечественный, часто первоклассный фильм, но таким было и "идеологическое правило". В этом контексте почти героическим считается решение жюри, присудившего в 63-м главный приз ленте Федерико Феллини "Восемь с половиной", не разделив эту награду ни с какими советскими "производственными боевиками". К слову, ретрогерой нынешнего фестиваля "Война и мир" стал призером Московского кинофестиваля в 65-м.

С тех пор среди призеров ММКФ были фильмы, снятые Иштваном Сабо, Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, Глебом Панфиловым, Дамиано Дамиани, Кисьлевским, Фабри, Жалакявичюсом, Крамером, Ильенко, Рози, Данелией, Сокуровым, Вернье, Феллини (во второй раз - за "Интервью"), Климовым... В прошлом году "Святого Георгия", как теперь называется один из главных призом ММКФ, получила лента Абая Карпыкова "Фара" (Россия - Казахстан), а Гран-при - "Жажда жизни" японца Кането Синдо.

В конкурсе этого года заявлено 19 картин. Прошлые годы, причем по опыту не только московского, но и других, не менее, а иногда и более именитых фестивалей, показывают, что и тут случаются заминки. Хотя чем авторитетнее кинофестиваль, тем таких "случайностей" меньше. Хочется надеяться, что уж на этом ММКФ в этом году обойдется без сюрпризов. Пока же в афише - одна российская картина: "Луной был полон сад" Виталия Мельникова. Она, как все другие конкурсанты, претендует на главный приз фестиваля "Святого Георгия" - "по совместительству" символа российской столицы. (Кроме того, российское кино будет представлено и в других программах кинофестиваля: это "Свадьба" Павла Лунгина и "Дневник его жены" Алексея Учителя. Последняя картина только что вернулась с Карловарского фестиваля, не получив там, правда, ничего.) В прошлый раз (то есть в прошлом году) мы уже успели заметить, что возможным выходом для ММКФ - в смысле его достойного и оригинального существования в кругу собратьев и соперников - могло бы стать пристальное внимание к молодому кино, к начинающим режиссерам. Нынешний фестиваль как бы подтверждает выбор именно такого особого пути. В конкурсе - несколько дебютов. В частности, французская лента "Взлет" Стива Суисса (2000), "Неприкаянный" финского режиссера Аку Лоухимиеса (1999), "Серьезные основания" Дерека Ванлинта (Канада-США, 2000). Своего рода дебютом можно назвать первый фильм "Догмы" в испанском кино "Жили-были дважды" Хуана Пинсаса (1999). Из мэтров в конкурсе - фильмы Патриса Леконта "Вдова с острова Сен-Пьер" с Жюльетт Бинош и Даниэлем Отейем. Одну из ролей в этом детективе из жизни маленького французского острова середины прошлого века сыграл Эмир Кустурица. Еще одна звезда конкурса - Кшиштоф Занусси, который привезет в Москву свежую ленту "Жизнь как смертельная болезнь, которая передается половым путем". Пока критики сходятся в том, что конкурсная программа получилась. Посмотрим.

Жюри киноконкурса возглавляет греческий кинорежиссер Тео Ангелопулос. В составе жюри - китайский режиссер Чжан Юань, японский продюсер Дзиро Синдо, иранский режиссер Самира Махмальбаф, Ирвин Кершнер из США, итальянская актриса Валерия Бруни-Тедески, Бахтиер Худойназаров (Таджикистан) и француженка Каролин Дюсе.

В рамках ММКФ найдется место и профессиональному общению кинематографистов, которым сегодня есть о чем поговорить. Работники киноиндустрии стран СНГ и Балтии соберутся на специально подготовленном к этому случаю 4-м форуме. Форум возглавит Рустам Ибрагимбеков, председатель Союза кинематографистов, который выступил учредителем профессиональной встречи. Форум будет сопровождаться интересными кинопрограммами: "Новое кино на рубеже веков", куда вошли двенадцать картин, снятых на студиях бывших союзных республик за последний год. Также в рамках форума пройдет и панорама показов "Неизвестное узбекское кино" (в Узбекистане с кинопроизводством все хорошо: президент Ислам Каримов каждый год дает деньги на 6 игровых и 40 документальных лент, кроме того, он освободил кинопромышленность от налогов на три года, правда, срок в этом году заканчивается).

Из известных подробностей: 113 гостей и участников фестиваля поселят в гостинице "Националь". Председатель жюри Тео Ангелопулос займет так называемые Классические апартаменты, где когда-то жил Ленин. Стивену Сигалу, который приедет, правда, только на вторую половину фестиваля, отведены двухкомнатные апартаменты с видом на Кремль. Под вопросом визит Квентина Тарантино, обещавшего присутствовать в Москве все 10 дней, хотя для него приготовлен самый дорогой номер гостиницы - трехкомнатные апартаменты с антикварной мебелью. Впрочем, такие же условия обещаны и Арнольду Шварценеггеру. Такие же были приготовлены Николь Кидман, но она, как стало известно вчера, скорее всего не приедет в Москву даже на обещанные два дня. Певица Бьорк, только что ставшая лауреатом Каннского фестиваля, займет двухкомнатные Кремлевские апартаменты. Тинто Брасс с супругой поселятся в номере "Делюкс". Из отечественных звезд в "Национале" ждут только Зинаиду Шарко, которая играет в конкурсном российском фильме "Луной был полон сад". Кроме нее, в этом фильме Виталия Мельникова про пожилую семейную пару, которую вдруг разбивает одна случайная встреча, снялись Николай Волков и Лев Дуров.

В этом году, стараясь быть похожими на другие крупнейшие кинофестивали, в Москве ввели четыре вида аккредитаций. Но совершенно не понятно, когда и куда журналистам со своими аккредитациями приходить и где будут проходить те или иные конкурсные показы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
962
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
769
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1245
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1010

Другие новости